Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о неочевидном сегменте коллекционирования и недооцененности жанра книжной иллюстрации.
Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
В детстве книги были чем-то особенным, ведь каждая история казалась настоящей. Хорошо было, когда взрослые читали сказки на ночь, а картинки можно было рассматривать так бесконечно долго, что они запоминались на всю жизнь. Стоит потом увидеть те самые иллюстрации в переиздании или на потрепанных страницах в букинистическом магазине — и тепло на душе, будто старый друг встретился. Хорошо, когда на полке дома мелькают корешки с детства любимых книг. Но в какой-то момент я открыла для себя, что можно сделать шаг еще дальше. За большинством дорогих сердцу иллюстраций, разошедшихся в печати, есть оригинал — произведение художника. И такие работы прекрасно дополнят коллекцию искусства.
Мне кажется, книжная иллюстрация — недооцененный жанр, будто между картиной в музее и изображением в книге лежит целая пропасть. Тем более что речь о книгах, которые можно найти в домашней библиотеке или купить, и там будут те самые полюбившиеся картинки. Но на деле это то же самое, что сказать: «Зачем идти в музей Виктора Васнецова, если можно купить хороший альбом?» Художник-иллюстратор проводит огромную работу, он не просто воплощает фантазию — ему важно досконально знать текст, чтобы передать все полутона и эмоции. И получаются работы, которые ценны даже вне книжных страниц, в аккуратной рамочке на стене.
Работы иллюстраторов нечасто становятся аукционными хитами — пожалуй, это нишевая история. Если речь не идет, конечно, о современных книгах, которые становятся не просто литературой, а коммерческим проектом. Как раз на днях была новость о продаже оригинальной акварели для обложки первой книги о Гарри Поттере на Sotheby's в Нью-Йорке. В случае с поттерианой на недорогую покупку можно было не рассчитывать: иллюстрация ушла с молотка за 1,9 миллиона долларов, и это самая дорогая вещь, связанная с историей о волшебниках, которую продавали на аукционе. Ценность этой акварельной работы именно в том, что она стала частью большой истории успеха. Художник-иллюстратор Томас Тейлор, когда создавал рисунок, был еще молоденьким новичком, и это был его первый официальный заказ.
Но не стоит думать, что по-настоящему интересная книжная иллюстрация ограничивается только дорогими лотами. Нам в России очень повезло: детской иллюстрацией в нашей стране в разное время занимались лучшие из лучших. Иван Билибин, Владимир Сутеев, Евгений Чарушин, Владимир Панов, Иван Семенов, Арнольд Тамбовкин, Елена Лось — этот список можно продолжать и продолжать — были по-настоящему классными художниками. И их работы можно искать в продаже и забирать скорее себе.
Евгений Чарушин, иллюстрация к сборнику рассказов «Волчишко», 1947
Причем они не будут супердорогими. Например, на торгах аукционного дома Егоровых в 2022 году была представлена иллюстрация Леонида Владимирского к книге «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая хранилась в семье художника. Эстимейт — 72 000–90 000 рублей. Для произведения искусства довольно доступные деньги. А на аукционе «Литфонда» на днях в числе лотов будет работа Владимира Гальбы к изданию «Приключения Чипполино» 1958 года, и сейчас лидирующая ставка — всего 3 000 рублей.
Владимир Гальба, иллюстрация к книге Д. Родари «Приключения Чипполино», 1958
Еще в нашей стране есть уникальный сегмент книжной иллюстрации, которую создавали художники-шестидесятники. Те знаковые произведения нонконформистов, которыми сейчас восхищаются, для них самих в свое время были работой в стол, а зарабатывали они другими путями. Например, Илья Кабаков иллюстрировал «Сказку о стране Терра-Ферро» Евгения Пермяка и серию книг Евгения Мара, а Виктор Пивоваров оформил издание сказок Андерсена и «Полосатые стихи» Генриха Сапгира. Кстати, оба художника еще и работали в журнале «Веселые картинки». А Анатолий Зверев сделал рисунки по произведениям Николая Гоголя и поэме «Мцыри» Михаила Лермонтова. Но тут надо иметь в виду, что нонконформисты сейчас очень популярны, поэтому это направление точно не бюджетное.
Современные художники тоже работают над иллюстрациями. Самый свежий и громкий кейс — выход «Алисы в Зазеркалье». Издание оформил художник Павел Пепперштейн — сын нонконформиста Виктора Пивоварова. Оригиналы таких произведений тоже появляются в продаже.
Павел Пепперштейн, акварельная иллюстрация к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (аукцион «Подписных изданий»), 2023
Прелесть коллекционирования книжной иллюстрации в том, что это история по любви, и ничто в нее не вмешивается: ни мысли, как потом перепродавать вещи из коллекции, ни переживания, удачная ли получилась инвестиция. Она точно удачная, если вы смогли найти и купить работу, которая будет дорога лично вам, и это никак не измерить в деньгах. И ограничений никаких нет: можно купить пару-тройку работ, а можно собрать целую историю вокруг книгоиздания в определенный период, поискать не только иллюстрации, но и сами книги. Почитайте, например, о собрании Нины и Вадима Гинзбург. Надеюсь, вас вдохновит их история: у коллекционеров получилось большое собрание, посвященное истории советской детской книги. В их коллекции как раз не только обложки и форзацы, но и сами издания.
Особенно хорошо, если у вас остались старые книги с семейной историей. Неважно, что у них потрепались корешки, а кое-где видны детские каракули поверх картинок. Вдруг у вас найдется издание «Изумрудного города» 1959 года с иллюстрациями Леонида Владимирского или «Сказки и картинки» Владимира Сутеева 1969 года — это ценные книги, которые могут стать основой прекрасной коллекции.
Для себя я выбрала несколько направлений, которые меня интересуют в коллекционировании, и одно из них — как раз детская книжная иллюстрация. Например, в детстве моей любимой была книга Ирины Токмаковой «И настанет веселое утро»: там были потрясающие, очень тонко сделанные картинки. И как только я увидела оригиналы на аукционе, тут же скупила всё буквально оптом. Еще у меня есть очаровательный волчонок работы Евгения Чарушина и иллюстрация «Торты» Ильи Кабакова к книге «Тетушка Зубная боль» Сусанны Георгиевской.
Илья Кабаков, иллюстрация к книге С. Георгиевской «Тетушка Зубная боль», 1970-е
Лев Токмаков, иллюстрация к книге «И настанет веселое утро» Ирины Токмаковой
Эти работы очень ценны для моей семьи по множеству причин. Они дают возможность сберечь то, что мне с ранних лет очень дорого, и поделиться с детьми, на каких историях я росла. Я могу показать им, что иллюстрации в их книгах — это не просто картинки, а настоящие произведения искусства. Они дарят невероятное тепло даже с книжных страниц, а держать в руках их оригиналы — совершенно особое удовольствие.
Все, что мы видим и читаем в детстве, — это самая основа наших ценностей, и, сколько бы ни было нам лет, мы всегда можем вернуться к этому ресурсу. Ведь так интересно по-новому, по-взрослому посмотреть на то, что кажется знакомым и понятным до каждой запятой. Книжная иллюстрация хранится из поколения в поколение стараниями коллекционеров, и это как раз тот случай, когда не нужно обладать миллионами, чтобы сделать свой вклад. Найдите картинку из детства, которая полюбилась больше всего, и сохраните ее для истории — уверена, она подарит вам очень много теплых моментов и вдохновения.