Наши далекие предки не знали письменности и поэтому надежных сведений об их религии у нас нет. Вот почему она изучается путем сопоставления языков и мифологических сюжетов современных индоевропейских народов. Также, определенное представление могут дать священные тексты и духовных практики зороастризма и индуизма – старейших из сохранившихся индоевропейских религий, хотя и сильно изменившихся с течением времени.
Считается, что европейская мифология была основана на двух китах. С одной стороны, она старалась объяснить окружающую действительность с целью манипулировать вселенной. С другой – закрепляла уже сложившееся разделение общества на касты жрецов, воинов и простолюдинов.
Поэтому во главе пантеона находился бог-отец, которому подчинялись стихийные божества. Он носил имя «деус патер», что означает «небесный отец» – и соответствующее слово у всех индоевропейских народов стало передавать общее понятие «бог». Греческий Зевс, литовский Диевас, ведический Дьяус, римский Юпитер («ю-патер») – это все оно, родимое. Иранские дэвы, славянские дивы и даже такое слово, как «удивление» – тоже из этой серии.
Существовал культ божественных близнецов, сыновей небесного отца: у латышей и литовцев это сыновья Диева, у древних индийцев – ашвины, у греков – Диоскуры. Так как у разных народов они носят собственные названия, но все связаны с почитанием коня, их считают также покровителями коневодства.
Во всех мифах братья принимают участие в сотворении мира, до которого не было ни бытия, ни небытия. Обычно это делается путем жертвоприношения одного из них, хотя и не обязательно. Вспомните римскую историю о Ромуле и Реме, ставших основателями вечного города.
Какое бы имя не носил бог грома (Индра, Тор, Перун), он считается одним из самых важных, покровительствует войне и обычно считается змееборцем. Остальные небожители изначально присматривали за определенными стихиями, но со временем обрели более широкий круг полномочий. Исключением является богиня-мать, ставшая супругой «деус патера».
Мир воспринимался, как плоская земная твердь, окруженная водами. Изначально она полностью была покрыта океаном и, чтобы изменить это громовержец убивал змея и/или герой приносил в жертву своего родного брата. Из частей тела последнего были созданы и земля, и люди.
У всех индоевропейских народов есть концепция царства мертвых, которое воспринималось, как нижняя земля, откуда никому нет возврата. Там не разделялись грешники и праведники, напротив, все были равны. Тех, кто закончил свой земной путь, перевозил туда через реку старик на лодке – помните, что вода у индоевропейцев разделяет навь и явь. Вход в это место охранял злобный многоголовый пёс. Греки его именовали Цербер, индицы – Шарвара. Предполагается, что имя образовано от индоевропейского слова «пятнистый».
В плане ритуалов важное значение имел культ коня и почитание огня. Жертвоприношение лошади было важным мероприятием, тесно связанным с героями и вождями и в позднее время поводилось с целью закрепить право конкретного человека на власть. У римлян и ведических индийцев животное определялось путем проведения скачек или гонок колесниц. Причем, в случае первых, известных своими республиканскими убеждениями, праздник Equus October («октябрьская лошадь») проводился от лица сословия воинов.
Почитание огня тесно связано с индоевропейскими жрецами, которые в свое время были хранителями очага. Пламя считалось носителем чистоты, святости и истины – не случайно основным обрядом похорон для древних стала кремация, а для очищения следовало пройти или прыгнуть через огонь. Вспомним славянский праздник Иванов день.
Большое значение имело почитание оружия, особенно кинжалов и мечей. Вот почему скифы приносили клятву на своих акинаках, русские витязи искали меч-кладенец, кельтский король Артур доставал Эскалибур из камня. С целью подношения богам меч часто бросали в какой-нибудь водоем – это один из наиболее часто повторяющихся сказочных сюжетов.
Индоевропейская религия не исключала других верований. Древние считали, что у каждого рода и племени были свои боги – вот почему при миграции очередных племен из понто-каспийской степи завоеватели часто включали в свой культ божеств-покровителей того или иного места.
С другой стороны, в связи с общими функциями, легко могли быть найдены параллели. Именно поэтому греки и римляне считали чужих богов своими. Вплоть до того, что скифского бога войны величали Аресом.