Найти тему
All That Jazz

Странности и необычности, которые раздвигают границы джаза и расцвечивают его новыми оттенками

Джаз безграничен в своём разнообразии музыкальных форм, вариативности составов, использовании различных инструментов и т.д. Интересно замечать среди всего этого многообразия отдельные проявления присущего джазу духа свободы, поиска и эксперимента. Сделаю, пожалуй, несколько постов о необычных музыкальных инструментах, используемых джазовыми музыкантами, а также, о нестандартных коллективах, приёмах игры на, казалось бы, уже хорошо знакомых инструментах, ну и прочих "странностях" и "необычностях", которые раздвигают границы джаза и расцвечивают его новыми оттенками.

Начнём с музыканта, который переосмыслил контрабас, сделав его самодостаточным сольным мульти-инструментом: Adam Ben Ezra - израильский контрабасист, заставляющий звучать этот инструмент то как гитару, то как скрипку, иногда слышится кора, и практически всегда контрабас выступает у него в роли этакого перкуссионного инструмента - удары по деке, различные щелчки и хлопки сопровождают игру Adam Ben Ezra. Он часто использует и электронику в своих выступлениях - подзвучка и loop station придают особый колорит его музыке. А ещё и елементы чечётки и ритмические узоры, отбиваемые ногами и руками, не оставят равнодушными никого - во втором видео это хорошо заметно. Помимо сольных работ, он также выступает со многими джазовыми коллективами и пишет музыку для кино - написанная им тема прозвучала в культовом сериале Декстер.

Продолжим путешествие по нашей кунсткамере: японский коллектив Tokyo Chutei Iki - их состав периодически меняется, когда 13 человек, когда 9, но непременно одно - все музыканты играют исключительно на баритон-саксофонах, никаких излишеств типа контрабаса, ударных и фортепиано не допускается. Я вот, например, фанат баритон-саксофона, но когда его так много ... это заставляет слегка изумиться. Возможно, их легковесное обхождение с джазовой традицией и раздражает некоторых джазхэдов, но зато нетривиальное звучание японского коллектива привлекает внимание множества джазовых неофитов.

А теперь, перейдем к "чудовищной" гитаре, на которой уже много лет играет великий джазовый, вернее, не только джазовый, а просто великий гитарист Pat Metheny - в 1984 году он попросил известную гитарную мастерицу Линду Манзер изготовить гитару с максимально возможным количеством струн - в результате получилась 42-х струнная гитара с четырьмя грифами и двумя резонаторами. Невероятное переплетение струн создаёт гигантское давление на каркас гитары - Линда Манзер рассказывала: когда она впервые натягивала струны, она очень боялась, что гитара просто взорвётся. Эта гитара получила название Picasso. Pat Metheny часто гастролировал с ней, вызывая восторг у любителей музыки по всему миру. В дальнейшем Линда Манзер превзошла своё творение и сделала 52-х струнную гитару с пятью грифами, получившую имя Medusa.

P.S. Недавно вышедшие альбомы:

William Parker, Cooper-Moore, Hamid Drake – Heart Trio (https://songwhip.com/williamparker/heart-trio) - вот прямо в вышеизложенную тему - альбом на перекрёстке джаза и мировой музыки, в котором используются очень необычные инструменты: ручная арфа-мотыга, ашимба, донсо нгони, басовый думбек, сякухати и сербские флейты. Умиротворяющая музыка, в которую, впрочем, сразу и не "въедешь". Отличный альбом.

Dolphin Hyperspace - What is my Porpoise? (https://songwhip.com/dolphinhyperspace/what-is-my-porpoise) - синтезаторно-саксофонные джазовые вкрапления в музыкальном полотне, сотканном из поп-мотивов и бит-культуры от модного дуэта из LA.

***