Когда встают на защиту советского прошлого, очень часто в качестве весомого аргумента приводят равенство всех граждан СССР в отличие от "капитализма". Увы, декларируемое равенство и уравниловка — это не одно и то же. Чему свидетельством советский некрополь у кремлёвской стены в г. Москве. Вообще, коммунисты, находясь во власти, создали своеобразный культ мёртвых, странно сочетаемый с собственными их же принципами. В этом культе существовала своя иерархия, наилучшей иллюстрацией которой и является своеобразный мемориальный комплекс на Красной площади.
Если не считать деревянных поминальных храмов "на крови", построенных по велению Бориса Годунова, и мощей Василия Блаженного, в пределе его имени к известному храму, то в 1917 году после октябрьского восстания на Красной площади у кремлёвской стены было проведено первое в истории площади массовое захоронение участников октябрьско-ноябрьских событий со стороны Военно-революционного комитета и красной гвардии. 2 ноября по старому стилю 1917 года закончились боевые действия в Москве, а уже 8 ноября 1917 у стены между Спасской и Никольской башнями в двух 75-метровых братских могилах было погребено 238 человек, позднее добавилось ещё 2. Что примечательно, из 240 погребённых личность только у 57 погибших была установлена. Зачем понадобилось это срочное захоронение почти 2-х с половиной сотен человек без достаточных усилий по установлению личности погибших? Эстетика революции требует человеческих жертв. В Петрограде на Марсовом поле тоже воздвигли странный мемориал жертвам Февральской революции. Это потом, когда Советский Союз стал принимать участие в общеевропейских и общемировых событиях не как локомотив мировой катастрофы, а как участник международных отношений, в учебниках по истории Февральская революция стала приобретать слишком уж мирный образ. Но памятник на братской могиле 184-х жертв февральско-мартовских событий остался и даже в 1957 году его композиция усилилась зажжением вечного огня. Также, как и в Москве, в значительной доле личность похороненных не установлена, и преданы они земле без религиозного обряда. Для 1917 года это ещё было шокирующее кощунство. Но, не зря же у революционеров всех мастей бытует выражение "принести жертву на алтарь свободы". Здесь явная перекличка с язычеством: как только времена становятся сытнее и спокойнее, человеческую жизнь вроде как в жертву приносить уже не обязательно. Что примечательно, 13 ноября (по старому стилю) 1917 года на тогдашней окраине Москвы на части Всехсвятского кладбища, Братском кладбище воинов Первой мировой после совершения отпевания были похоронены погибшие юнкера, офицеры и все, кто вместе с ними оказал сопротивление большевистскому восстанию. Что сталось с воинским кладбищем в годы советской власти — отдельная история. Кстати, в ноябре того же 1917 года в храме Христа Спасителя служили панихиду "по всем убиенным в дни междоусобиц". В том самом, который большевики потом взорвали.
В течение целого десятилетия после революции 1917 года первоначальное кладбище дополнялось новыми "отдавшими жизнь за светлое будущее". Сначала это были братские могилы по каким-то поводам выбранных в герои Гражданской войны и мировой революции. С 1918 по 1921 годы было сделано ещё 4 братских захоронения по одному в год. Причём в 1918 году это сборная могила погибших в разное время в разных местах. Складывается впечатление, что это была попытка создание некоего стандарта. Социалистов всех мастей всегда объединяло зацикленность на идее всеобщей рационализации и унификации. В 1919 большую часть составили жертвы теракта анархистов 25 сентября 1919 года в Леонтьевском переулке в здании Московского комитета РКП(б). В 1920 году тоже сборная братская могила, в которой оказались знаменитый американский журналист Джон Рид и ленинская пассия Инесса Арманд. На следующий год большинство были погибшие в катастрофе железнодорожного аэровагона 5 иностранных деятелей Коминтерна, советский деятель Сергеев Ф. А. (товарищ Артём — г. Артёмовск в ДНР в честь него) и конструктор аэровагона Абаковский В. И. С 1922 по 1924 захоронения уже были парными, а ранг покойников явно повысился: дипломат Воровский В. В., член коллегии Наркомвнешторга Лихачёв В. М., председатель Центральной ревизионной комиссии РКП(б) Ногин В. П. Потом уже хоронили индивидуально: в 1925 — первый председатель ЦИК СССР Нариманов Н. Н., в 1927 — один из убийц царской семьи, дипломат Войков П. Л. После переезда в г. Москву высших органов советской власти в марте 1918 встал вопрос о значимости кремлёвского некрополя. Была проведена реконструкция территории, а на стене Кремля была установлена огромная многоцветная мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов" скульптора Конёнкова С. Т., которая в 1948 за ветхостью была снята и долго считалась утраченной.
Новомодная тогда тема кремации, продвигавшаяся Наркомздравом и другими структурами породила и новый ранг в кремлёвских захоронениях — замуровывание в крепостную стену урн с прахом после кремирования. В апреле 1925 года первой в кремлёвскую стену поместили урну с кремированным прахом зампредседателя ВСНХ, а до этого наркома финансов РСФСР и замнаркома финансов СССР Владимирова М. К. Этим фактом и бвл задан примерный статусный стандарт, чья урна должна была попадать в колумбарий стены московского Кремля. Всего было сделано 115 таких погребальных ниш. Кроме государственно-партийных деятелей в кремлёвской стене находятся урны прославленных военачальников, но это, можно сказать, другая часть политической элиты. Захоронены здесь и представители науки, но такие представители, чья деятельность имела значительное государственно-политическое значение и ранг которых можно сопоставить с заданным стандартом.
После смерти и похорон председателя ВЦИК РСФСР Якова Михайловича Свердлова в 1919 году начал формироваться новый, как потом сложится, наиболее престижный после мавзолея способ упокоения — индивидуальная могила с портретным скульптурным памятником (бюст). Правда, сам памятник на могиле Свердлова Я. М. был установлен только в 1947 году.
Но вот после "разоблачения культа личности" с комической ссылкой на спиритический сеанс в 1961 году тело коллеги Свердлова Я. М. по Туруханской ссылке Сталина И. В. всё же захоронят в общей шеренге памятников-бюстов, коих за всё время советской власти образуется всего 12. Главный локомотив борьбы с "последствиями культа личности" Хрущёв Н. С. вообще ни в каком варианте не попал в кремлёвский некрополь. Он упокоился на престижном, но всё-таки ниже рангом Новодевичьем кладбище. Впрочем, не попадёт в кремлёвский некрополь и другой видный деятель компартии и советского государства, умудрившийся не попасть в опалу не при одном из лидеров страны Советов, Микоян А. И.
Вершина иерархии кремлёвского некрополя — мавзолей В. И. Ленина, столетие смерти которого в текущем году. Совсем недолго он был усыпальницей двух вождей, но, видимо, это уже перегруз иерархии. Почему так важен для современных коммунистов мавзолей Ленина на Красной площади в Москве? Зачем им этот странный символ архаики при утверждении себя сверхмодернистами? Версия со сходством мавзолея вождя пролетарской революции и вавилонского зиккурата интересна, но должна быть темой отдельной публикации. Для них мавзолей идейного ориентира их партии вряд ли почитаемый символ Вавилонского столпотворения в прямом смысле слова. Хотя, кто знает... Скорее для адептов коммунистической утопии это символ сохранения их идейного влияния по принципу "Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой...". В первую очередь, влияния на самих себя. Как мантра. А остальной некрополь у кремлёвской стены как подкрепление материального выражения идеи. Ведь на самом деле, созданное при социализме, за редким исключением, давно уже износилось и пришло в негодность. А Ленин лежит себе в мавзолее, точнее, не Ленин, то есть Владимир Ильич Ульянов как таковой, а искусно созданное из его же тканей его изображение. Кумир. В чистом виде. За счёт капиталистической России. За счёт налогов тех, кому он не нужен. Кстати, ещё в марте 1953 года, когда принималось решение о захоронении тела Сталина И. В. в мавзолее Ленина, было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Пантеона как нового места упокоения.
По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телом В.И. Ленина и саркофаг с телом И.В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся
Даже был объявлен конкурс и среди участников победившего в конкурсе проекта был отец рок-музыканта Андрея Макаревича. Но, увы, перезахоронения не произошло по причине закрытия проекта.
Кремлёвский некрополь — лучшее свидетельство, что при социализме под болтовню о наиполнейшем равенстве сохраняется ещё большая иерархия, но отрицающая сама себя и потому не поддающаяся привычной обывателю логике. Любая другая система по сравнению с советской была честнее, потому что не отрицала очевидное.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.