Летом в Санкт-Петербурге для фотографа начинается особенный сезон - туристический. Сегодня расскажу об особенности работы фотографа на прогулочных речных теплоходах и поделюсь своим личным опытом. Например, мне очень не хватило такой статьи, когда я решила попробовать себя на этой работе. Надеюсь, кому-то она пригодится.
Итак, я давно собиралась попробовать себя фотографом на кораблике, и однажды решилась и откликнулась на предложенную вакансию на "Авито". В этот же день мне позвонили и пригласили на собеседование.
Условия для соискателей были строгие: профессиональная полнокадровая камера, внешняя вспышка и светосильный портретный объектив. Это и стало для меня решающим толчком. Я подумала: раз приглашаются люди с дорогой и продвинутой техникой, значит эта вакансия исключительно не для "кого попало". Соответственно, и зарплата была заявлена довольно высокая.
На собеседовании я оказалась не одна, а в паре с молодым человеком. Я пришла в условленное кафе чуть позже него, и потому подсела сбоку и слушала, как его консультирует администратор, ожидая своей очереди. Я успела услышать, что в мои обязанности будет входить съёмка туристов на теплоходе, печать фото, сборка магнитов и их продажа. После краткого введения в особенности съемки в помещении молодому фотографу было предложено сделать тестовый снимок организатора встречи прямо за столиком. Вспышки у соискателя не было, как и светосильного объектива, да и камера оказалась из любительской кропнутой серии. Поэтому снимок у него получился "шумным" из-за высокого значения ИСО и темноватым из-за длиннофокусного китового объектива. Администратор молча оценил снимок на сенсоре экране и сказал: так и быть, вспышку мы тебе дадим свою.
Я почувствовала, как подросла на несколько сантиметров) Еще бы, я пришла на встречу в двумя полнокадровыми фотоаппаратами Nikon D750 и Nikon D4, вспышка Nikon SB-910 и светосильными портретниками 50 и 85 мм. Когда настала моя очередь сделать тестовый снимок, то администратор резюмировал двумя словами: отлично, светлый.
Я все еще не понимала, почему в объявлении особенно подчеркивалась необходимость светосильного объектива в связке с накамерной вспышкой. Администратор объяснил это тем, что фото должны быть профессиональные, то есть с размытым фоном. И сказали нам с молодым человеком, что нам нужно пройти обучение, которое займет один день - 8 часов. Мы согласились и нам озвучили дату.
В назначенный день я пришла на обучение, где кроме меня было не менее 15 человек. Два фотографа-профессионала, которые давно работают в этой фирме стали рассказывать об особенностях съёмки на теплоходе. Здесь, если честно, я не почерпнула для себя ничего нового и полезного. Но удивилась тем настройкам, которые нам рекомендовали "старички": Диафрагма максимально открытая (вплоть до f/1.8-2.8), вспышка в режиме TTL (авто) прямо в лоб, ИСО минимальное (100). И самое непривычное для меня: съёмка в формате JPEG и самом маленьком разрешении.
Среди пришедших на обучение были фотографы с приличным стажем, опытом и серьезной техникой. Но их было всего несколько человек. Остальные были с любительскими зеркалками начального уровня. Я удивилась, что их тоже отобрали на следующий этап - обучение. Но еще больше поразило меня то, что большинство из них не знали, как настроить фотоаппарат! Наставники-фотографы подходили к каждому из них, настраивали без особых объяснений и просили запомнить эти настройки или не сбивать их. Одной девочке было все совсем непонятно и она чуть не плакала. Я подошла к ней и мы вместе настроили ее фотоаппарат.
Еще одним сюрпризом для меня стало, что почти все ученики не имели вспышек. И им их выдали! Хотя в объявлении жирным было выделено: вспышки не выдаем!
Далее мы стали изучать работу с принтером и печатью фото. И на это ушло больше всего времени. Из 15 человек только 2 знали, как управляться с этим аппаратом.
Затем был перерыв. Спасибо организаторам, что позаботились о кофе/чае и вкусняшках)
Вторая половина дня ушла на то, чтобы научиться писать отчеты. И тут половина учеников просто сдулись и прямо заявили, что их такая работа не устраивает, потому что она не имеет никакого отношения к работе фотографа. Выяснилось, что отчеты писать надо было самому и каждый раз в конце смены. В отчете надо отобразить:
- сколько магнитов утром принял фотографов
- сколько продал
- сколько оставил на вечер
- какая общая выручка за день
- посчитать свою з/п (это процент от выручки) + разные маленькие бонусы
- записать "чистую выручку" (выручка - з/п)
Естественно, фотографам, как людям творческим эта бухгалтерия не понравилась. Тем более, что нас сразу же предупредили, что за каждый пропавший или недосчитанный магнит мы платим из своей з/п его полную стоимость. После этого несколько человек просто ушли, заявив, что это не работа фотографом, а продажи, и им это не интересно. Я решила остаться до конца, несмотря на то, что ушли как раз самые продвинутые фотографы. Я подумала, что уйти я всегда смогу, а сейчас ничего не теряю, а приобретаю новый опыт. И я рада, что в тот момент поборола в себе желание уйти. Я действительно узнала очень много нового.
А в самом конце обучающего дня надо было сдать так называемый экзамен на "профпригодность". Необходимо было сделать два снимка одного из присутствующих в светлом помещении и в темной кладовой, распечатать и упаковать в магнитную рамку. Вот тут меня жестко валили администраторы и несколько раз заставляли переснимать. Пока за меня не заступился один из наставников-фотографов, сказав, что все у меня хорошо, просто "у нее ведь Никон"))) Кстати, предпочтение в фирме отдавалась именно Кенонам. И вспышки, которые так щедро раздавали новичкам тоже были Кеноновскими. Но больше всего меня зацепила девочка с весьма бюджетной камерой начального уровня от Кенон, убив меня сарказным: "Никон? Ну, бывает." Вот после этого мне точно захотелось уйти, но я снова сдержалась.
Закончив с этим, мне засчитали экзамен как "принято" и сказали, что позвонят и пригласят на стажировку, которая тоже должна занять по времени не менее одного рабочего дня. Позвонили уже на следующий день, сказав, что я выбрана в числе первых 2-х новичков для прохождения стажировки в первую очередь, поскольку качество моих фотографий гораздо лучше других соискателей. Уже через день меня пристроили на кораблик к опытному фотографу, проработавшему в этой фирме почти 10 лет. Я должна была откатать смену, наблюдать, пробовать фотографировать гостей теплохода, помогать печатать фото и упаковывать их в рамки. Определили меня на двухпалубный фирменный кораблик-ресторан, на который мечтают попасть все фотографы. Смена начиналась в 11.30 и заканчивалась в 02.00, с перерывом с 22.00 до 23.30.
Что могу сказать? Посмотрев, как это делает опытный фотограф, я не увидела ничего сложного для себя. Стиль его работы мне понравился: он совсем не навязывал свои услуги отдыхающим, тыкая камерой в лицо, как это делают, например, в центре города уличные фотографы. Выглядело это примерно так: как только гости рассаживались и теплоход отчаливал, фотограф отправлялся по салону с фотоаппаратом. Подходя к столику, фотограф улыбался и, со словами "добрый день, улыбочка" просто щелкал людей. Кто-то охотно улыбался на камеру, кто-то махал руками и отворачивался, а кто-то реагировал и агрессивно. Некоторые спрашивали, для чего их фотографируют? Кто-то сразу же заявлял, что их снимать не надо, потому что они покупать ничего не будут.
Мимо недовольных гостей фотограф молча проходил мимо. Тем, кто задавал вопросы о цели фотосъемки отвечал: "в конце поездки вам будут предложены сувениры, которые вы сможете приобрести по желанию".
А вот с теми, кто улыбался на камеру, надо было работать. Если человек не отворачивался, то нужно было успеть сделать несколько фотографий: его одного, его с другом или с членами семьи, каждого друга или члена семьи отдельно. В конечном итоге на один столик из 4-х человек надо было сделать 5-6 кадров, из которых гости в конце поездки смогли бы выбрать понравившийся им кадр.
И тут была самая большая сложность фотографа: все эти 5-6 кадров нужно было делать без пауз и остановки. Нельзя было терять драгоценные секунды на то, чтобы после каждого щелчка затвора посмотреть на сенсорный экран и оценить качество полученного снимка. И тут уже, как по мне, просто начиналась игра в рулетку: получится или не получится фотка, будет ли она пересвечена из-за вспышки в лоб, или будет темной. Тратить время на то, чтобы оценить полученный кадр, было категорически запрещено. Как нам объяснили администраторы, это говорило бы о том, что ты не профессионал. А еще это бы реально отнимало очень много времени, ведь поездка в среднем длится 1,5 часа, а на корабле 2 палубы и порядка 140 человек.
Когда я уже начала работать, у меня был случай. Снимая в ВИП-зоне, я предложила гостям посмотреть полученные кадры на сенсорном экране. Иногда я так делаю, когда снимаю свадьбы или детские мероприятия. Детям это нравится и они позируют после этого особенно охотно. Но тут дядечка с барским видом отмахнулся от меня со словами: " Зачем мне это смотреть? Вы же профессионал или нет?"
Еще один момент волновал меня. Я по-прежнему не понимала, зачем днем снимать с включенной накамерной вспышкой? Ладно в помещении, а на верхней открытой палубе? Слава Богу, обучающий фотограф, объяснил мне. Оказывается начальству кажется, что профессиональность фоток доказывается размытым фоном (маленькая ГРИП). А чтобы получить маленькую глубину резкости, необходим объектив, который может снимать на F/1.4-1.8. Вспышка нужна потому, что корабль качает, и она помогает заморозить кадр. Но никто на обучении мне не сказал, что фотоаппарат должен поддерживать режим ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ СИНХРОНИЗАЦИИ ВСПЫШКИ ! Там, на занятиях, ученикам раздавали вспышки, выставляли нужные настройки (в том числе и этот режим) и говорили, чтобы они ничего не меняли до конца сезона. А дает этот режим то, что при максимально открытой диафрагме можно устанавливать очень короткую выдержку (гораздо короче, чем 1/250 сек.). НО! Ваш фотоаппарат должен поддерживать такую функцию. А далеко не каждый фотик эту фишку имеет - только профессиональные полнокадровые камеры. Вот тут-то я поняла, почему в объявлении были такие требования к технике.
Один вопрос у меня остался на этом этапе: зачем тогда пригласили на обучение владельцев дешевых кроп-камер? Но об этом позже напишу, возможно во 2-ой части.
При всем этом на обучение нам всем говорили снимать в режиме приоритета диафрагмы и режиме TTL на вспышке. Получались такие настройки:
КАМЕРА:
- A/Av
- f/1.8 -2.8
- ISO - 100- 200
ВСПЫШКА:
- TTL "в лоб"
- Режим высокоскоростной синхронизации HSS
Высокоскоростная синхронизация вспышки используется тогда, когда вы хотите использовать выдержку большей скорости синхронизации вспышки, чем предусмотрено на камере, или когда вы хотите использовать более открытую диафрагму, которая требует более высокой скорости затвора.
Вот так выглядит эта настройка на вспышках Кенон:
И на вспышках Никон:
Естественно, в настройках самой фотокамеры тоже нужно выставить настройку для вспышки "высокоскоростная синхронизация":
Да, действительно, с этой функцией можно снимать на диафрагме 1.8 при выдержке, скажем, 1/2000 сек. Получать красивый размытый фон и короткую выдержку, что важно в условиях качки на корабле.
Вы спросите: а почему нельзя снимать на открытой палубе без вспышки? Ведь с открытой диафрагмой и так будет короткая выдержка?
Отвечаю: можно. И многие из фотографов так начинали. Однако, получали смаз из-за "шевеленки" даже на довольно коротких выдержках. Или не достаточно четкую картинку. А еще вспышка нужна для того, чтобы смягчить жесткие дневные тени на лицах. В данных условиях работы у фотографа практически нет возможности выбирать удобное место в тени для съемки. Да и по времени он ограничен, чтобы с каждым нужную локацию искать.
Вот для сравнения две картинки. Первая сделана без накамерной вспышки:
При печати эти жесткие тени будут очень сильно контрастировать со светлыми участками.
А вот снимок, сделанный с накамерной вспышкой:
Да, тут потерялось небо. Зато на лице нет резких теней.
Кстати, потеря деталей на заднем плане - это отдельная тема, потому что многие люди, не покупали магниты именно из-за этого. Доходило до смешного: приносишь людям фотки на выбор, а они ничего не берут из-за "размытого фона". Говорят тебе: "фото плохие, не профессиональные", потому что фон размазан или небо потеряно. И я считаю это стратегической ошибкой начальства. Ведь гости хотят увезти с собой сувенир на фоне узнаваемых объектов культурной столицы, а не на размытом фоне. Зачем им в этом случае пресловутое "боке"? Какой я нашла выход для себя, напишу в следующей части, а пока продолжу рассказывать о своей стажировке.
Итак, после того, как фотограф пробежался по обеим палубам, отснял всех, кто не оказал сопротивления, он возвращается на свое рабочее место. А это 1х1 метр с тумбочкой, на котором стоит принтер и ноутбук. Прямо с флешки камеры, без перекидывания на ноутбук, отбираются самые подходящие и сразу же печатаются. Безо всякой обработки! Никакого фотошопа на ноуте нет. Времени на обработку, даже чтобы поправить заваленный (не дай Бог) горизонт нет! Печать занимает какое-то время. Именно поэтому все снимается в самом маленьком разрешении и минимальном качестве, чтобы ускорить печать. Ну, и снимки должны быть выполнены так, чтобы они не требовали обработки))) Максимум, что фотограф может сделать на этом этапе, так прямо в настройках печати осветлить или затемнить снимки (для этого придется перекинуть фотки на ноутбук), в которых экспозиция получилась пересвеченной или недосвеченной. Но это тоже дополнительное время. Из всех кадров нужно выбрать те, которые получились лучше всего и не пропустить те фотки, на которых у людей закрыты глаза. Нужно учитывать и то, что открывать каждую фотку в полном размере на экране не будет ни времени, ни возможности - фотки прямо с карты памяти уходят на печать.
Далее, отпечатанные фотографии нужно разрезать. Мы делали это обычными ножницами. Тут надо приноровиться, так как в условиях постоянной качки сделать это не так-то просто. Рассортировать фотографии по столикам, в том порядке, каком сидели гости на момент съёмки. И упаковать в магнитные рамки. На некоторых кораблях, это могут быть наклейки, которые наклеиваются на тарелочки.
Затем фотограф разносит готовые сувениры по столикам и предлагает гостям посмотреть, со словами: "если вам что-то понравится, то можете приобрести". И тут один из сложных моментов. Потому что надо не только запомнить, кто-где сидит, но и количество магнитов, которое ты кладешь на каждый стол. Дело в том, что на этом этапе происходит волшебная "пропажа" сувениров, а за каждый такой пропавший магнит фотограф позже заплатит из своего кармана.
Воруют ли их намеренно, заигрывают ли их дети, или официант смахивает их нечаянно в урну с остатками еды - это никого не волнует. У фотографа все должно сойтись: сколько принес, сколько продал, сколько осталось. Точка. Здесь у каждого фотографа свой алгоритм действий. Кто-то не оставляет магниты на столах, а показывает их со своих рук и тут же производит расчет за те, что купили. Кто-то оставляет магниты на 2-3 столиках, возвращается за следующей партией, оставляет следующую партию на еще 2-3 столиках, на обратном пути забирает и продает понравившиеся с первых столов. И так далее. Я так и не смогла найти для себя удобный вариант, хотя, казалось бы, перепробовала все. У меня всегда были недостачи. На этом я и сломалась, можно сказать. Но об этом позже.
Между ночной и дневной сменой у фотографа есть полтора часа, чтобы сходить перекусить. Есть и такие, кто успевает сделать это во время посадки-высадки пассажиров между рейсами. Для этого надо сбегать в каптерку, и перехватить что-то из того, что ты взял с собой. В салоне ресторана-корабля ты есть не можешь!
Примерно в 23.30 начинается посадка на ночной рейс. Он длиннее дневных минут на 40. И тут есть свои сложности, ведь снимать придется в условиях полнейшей темноты за бортом и при какой-нибудь сине-зеленой-бармалиновой подсветке салона. И если фотограф не успеет отснять всех гостей до развода первых мостов, пока все еще сидят на своих местах, а не высыпали на палубу, то это беда. Потому что потом, в момент разводки, все выскочат на верхнюю палубу и будут фотографироваться на свои телефоны. И фотограф просто не поймет, кто из-за какого столика: фотки потом куда и кому приносить? То есть тут надо делать все максимально быстро. Но и это еще не вся сложность.
Дальше в салоне выключается свет (перед разводкой мостов) и ты работаешь только при галогеновой цветной подсветке. буквально наобум выбираешь фотки, не понимая, правильный ли у них баланс белого, нормальная ли экспозиция. А после печати их еще и разрезать надо. Ножницами. В темноте и при качке. Квест)
Что удивительно, люди покупают это .... ммм... безобразие. Меньше, чем днем, может быть, но по количеству проданных сувениров выходит больше, потому что и народу больше садится на развод мостов.
И вот наконец-то то все купили, что им понравилось. Фотограф собирает остатки и начинает делать отчет. Делается он вручную. Просто пишется на бумажке: сколько утром принял магнитов, сколько продал за смену, сколько осталось. Считается общая прибыль в рублях. Высчитывается твоя з/п за смену по установленному проценту от продаж. Записывается чистая прибыль (без твой з/п), которую нужно сдать/переслать начальству. Некоторые фотографы чуть не до утра с этими отчетами сидят) Если что-то не сходится, из своей з/п тут же отнимаешь стоимость пропавших магнитов и добавляешь в чистую прибыль, которую отправишь начальству. И это еще один момент, с которым лично я не справилась. Бухгалтерия, будь она не ладна. Целый день на ногах, с тяжелой техникой в руках, тебя качает, за окном уже глубокая ночь, а ты сидишь с калькулятором и слипающимися глазами пытаешься не ошибиться в цифрах.
В заключение этой части своего рассказа хочу сказать, что сама работа мне очень понравилась. Я узнала много нового. Познакомилась с такими настройками своего фотоаппарат и своей вспышки, о существовании которых раньше (за ненадобностью) и не догадывалась. Я даже начала получать удовольствие от съемки туристов на теплоходе, если бы не эта бухгалтерия. У меня не было почти ни одного рабочего дня, чтобы все сошлось. В конце-концов, работать в минус себе мне просто стало не интересно. И да, насчет заработка в 80-100 к: я так и не поняла, как можно зарабатывать такие деньги, если ты всегда не досчитываешься магнитов и если ты не умеешь "впаривать" их клиентам. Возможно, я просто мало проработала там - всего пару месяцев).
Во 2-ой части я подробно расскажу о всем том, о чем не успела рассказать тут. Вы узнаете, как получить работу фотографа на теплоходе, не будучи фотографом и не имея профессиональной камеры. А также поделюсь реальными случаями из моей практики, как позитивными, так и не очень. Возможно, кому-то это очень пригодится. Все же для многих фотографов Питера (особенно начинающих) это может стать сезонной работой.