К сожалению, музейные деятели не изучают детскую психологию. И не знают, что на каждое «нельзя» должно быть какое-нибудь «можно»! Поэтому пришлось выкручиваться самостоятельно.
Дело было в музее артиллерии под открытым небом.
Одним из самых любимых развлечений у ребёнка – поползать по пушкам-танкам в этом музее. Мой сын такой не один, естественно. Обычно ещё несколько мальчиков-девочек от 3 до 10 лет с удовольствием лазят по технике.
И всё бы хорошо.
Но на входе стоит вот такое объявление.
Я его не с первого раза увидела, потому что как-то осталось в памяти, что здесь всегда все ползали. А как увидела, так и призадумалась. То ли выполнять (я же законопослушная гражданка), то ли игнорировать (все почему-то выбирают второе).
Никто никогда детей с техники не гонял, служителей ни разу не видела. Есть вероятность, что для проформы написано, больше с целью избежать ответственности: «Если ребёнок свалится с самоходки, мы тут не при чём, у нас вот объявление есть про «забираться на экспонаты запрещено».
А если действительно данные модели техники относятся к историческому достоянию, было бы здорово выделить пару неценных экспонатов для изучения руками-ногами. Ведь посетители музея в основном родители с детьми. А детям ходить и читать названия моделей, к сожалению, не особо интересно.
Кстати, про музейные таблички.
Замечали, что сведения в надписях часто такие, как будто рассчитаны на весьма хорошо осведомлённую аудиторию?
Например, в музее ВОВ в Москве на Поклонной горе. Очень часто в витрине выставлено несколько предметов (не по порядку), а рядом списком надписи. И иди догадывайся, где что.
Да и в Бородинской панораме мне пришлось гуглить, какая одежда была у наших солдат, какая у французов, чтоб ответить на вопросы ребёнку. Этикетки под экспонатами совсем не помогали.
В общем зависли мы с ребёнком около объявления. Ребёнок у меня – большой любитель разглядывать таблички со знаками. И тут же посыпались вопросы:
- Лазить нельзя. А почему все дети лазят?
- А если им можно, зачем тогда написано, что нельзя?
Забираться на технику я всё-таки разрешила, решив, что и без моего там сотни детских ног побывали. Объяснила, почти как софисты (кто подзабыл, это такие ораторы из Древней Греции, которые смешивая контексты, получали нужный им вывод).
У меня, конечно, не так изящно, как у софистов получилось: ползать запрещено, но всем детям очень хочется. Поэтому родители им разрешают, но очень аккуратно, чтобы ничего не повредить ни на себе, ни на технике. На том и порешили. Вернее, на том и полезли.
А вообще монументы бывают разные. Одни – в память о каких-то важных государственных событиях или личностях. С ними ясно. Например, лезть на Родину-мать – точно нехорошая идея. Тут у меня строго.
А как насчёт посидеть на динозавре при краеведческом музее небольшого (так и хочется, как в классике, написать – уездного) городка? Или на такой вот собаке?
Где граница дозволенного? В значимости объекта? Для городка, между прочим, его историческое прошлое и место обитания динозавров – тоже очень важны.
Или надо обращать внимание на надписи: есть ли запрет? Но опять промашка: около больших монументов никто не пишет «не влезай – убьёт». Предполагается, это само собой разумеющееся.
Даже административный и уголовный кодексы нам не очень помогут, потому что статьи об ответственности за уничтожение и повреждение памятников истории и культуры тоже сильно размыты в понятиях. Статьи есть, а виновных по ним практически нет.
И хотя обычно я руководствуюсь своей головой, в этих вопросах почему-то захотелось свалить всё на коллектив: все делают, и мы туда же.
Ладно, давайте, если наболело, не скупитесь на критику по теме "ох уж эти яжмамки, всё позволяющие своим сыночкам-пирожочкам"))