В феврале 1937 года Техническое управление Рейхслюфтфахртминистериума (RLM) объявило конкурс на новый самолет, который должен был заменить существующие разведывательные самолеты Люфтваффе, которыми оснащались тактические разведывательные эскадрильи. До этого времени Люфтваффе использовали для этой роли Hеinkеl He 46, но этот самолет быстро устаревал. He 46 выполнял разведывательную миссию благодаря отличной видимости вниз и хорошей управляемости на малой скорости. В 1935 году Хеншель предложил HS 122 в качестве замены He 46, однако этот самолет был всего на 10 км/ч быстрее предыдущего. Максимальная скорость Hs 122 270 км/ч была признана недостаточной, и Хеншель переделал прототип, использовав более мощный двигатель и улучшенный планер. Этот прототип превратился в двухместный тактический самолет-разведчик Hs 126.
Скорость прототипа составляла 335 км/ч со всем необходимым оборудованием и полной нагрузкой. Такие характеристики были достигнуты, несмотря на фиксированное шасси. Самолет оснащался открытой кабиной наблюдателя, которая, как считалось, обеспечивала наилучший обзор для наблюдателя. В то время HS 126 считался одним из лучших цельнометаллических самолетов-разведчиков, состоящих на вооружении.
Первые летные испытания самолета были проведены во время гражданской войны в Испании в 1938 году. После этих испытаний самолет поступил на вооружение Люфтваффе. Самолет оказался очень подходящим для выполнения задач в разведке. Одним из недостатков самолета было его вооружение. Оборонительное вооружение HS 126 состояло из переднего пулемета MG 15 и заднего пулемета MCI 15, установленного в кабине наблюдателя. Для использования пулемета наблюдателю приходилось убирать фотоаппарат, что отвлекало его от основной задачи - наблюдения и фотосъемки поля боя. Виду небольшой скорости и слабому вооружению HS 126 был легкой мишенью для вражеских истребителей.
Появление быстрых истребителей сделало тактику уклонения от воздушного боя практически невозможной. Стало очевидным, что для роли разведчика нужен более быстрый и лучше вооруженный самолет.
Решением этой задачи стало решение Люфтваффе, которое потребовало от конструкторов создание самолета, чтобы экипаж самолета состоял из трех человек, большую мощность, усиленное вооружение, улучшенные общие характеристики и возможность нести бомбовую нагрузку в 200 кг. Три компании провели первоначальные проектные исследования, направленные на выполнение этого требования: Arado. Blohm Voss и Focke Wulf.
В марте 1937 года все три компании приступили к разработке своих проектов. Arado представил одномоторный самолет и закрытой кабиной с обширным остеклением для хорошего кругового обзора. К сожалению, самолет Ar 198 оказался плохо управляемым, и дальнейшая разработка была отменена.
Самолет Blohm Voss представлял собой одномоторный асимметричный самолет, экипаж которого размещался в полностью застекленной кабине, смещенной к правому борту, чтобы обзор из кабины не был затруднен пропеллером. Technische Amt не проявила особого интереса и фирма начала строительство прототипа за свой счет. В итоге было построено лишь ограниченное количество опытных и предсерийных самолетов, и они так и не поступили на вооружение.
В апреле 1937 г. компания Focke Wulf получила контракт на создание одного прототипа под обозначением Fw 189. Конструктор Курт Танк считал, что для улучшения характеристик необходимо использовать два двигателя мощностью 450 л.с., что в сумме дало бы самолету около 900 л.с. Прототип получился двухфюзеляжным с кабиной, установленной между фюзеляжами. Таким образом, кабина экипажа располагалась так, что обеспечивала пилоту и наблюдателю отличный круговой обзор. Хотя публикация официальной спецификации Technische Amt предполагала одномоторную конструкцию, официально это не требовалось, и быстро стало ясно, что конструкция Focke Wulf имеет ряд интересных особенностей.
Самолет оснащался двумя инверторными двигателями Argus мощностью 465 л.с. с воздушным охлаждением, приводящими в движение двухлопастные винты фиксированного шага.
Первый полет на этом самолете совершил его конструктор Курт Танк.
Полностью убирающееся шасси имело гидравлический привод, а хвостовое колесо также было убирающимся, складываясь по правому борту, чтобы лечь на поверхность плоскости хвоста. Первый прототип (регистрационный номер D-OPVN) совершил первый полет под управлением Курта Танка в июле 1938 года, примерно через пятнадцать месяцев после заключения контракта.
К концу 1938 года к первому прототипу (Fw 189 VI) присоединились еще два (Fw 189 V2 с регистрацией D-OVHD в августе и Fw 189 V3 с регистрацией D-ORMHJ в сентябре). Fw 189 V2 был в основном похож на FW 189 VI, но для испытаний вооружения был оснащен тремя 7,9-мм пулеметами MG 15.
Один пулемет был установлен в передней части кабины, другой - над кабиной. Третий пулемет был установлен на позиции заднего стрелка. Кроме того, в крыльях были установлены два неподвижных 7,9-мм пулемета MG 17, из которых стрелял пилот.
Третий прототип оснащался автоматическими винтами Argus с изменяемым шагом вместо винтов фиксированного шага, использовавшихся на ранних прототипах, и серийными двигателями As 410.
Успешные результаты программы летных испытаний трех прототипов привели к заказу еще четырех прототипов. Первый из этой серии, Fw 189 V4, стал первой моделью запланированного серийного Fw 189A. Машина имела некоторые незначительные изменения, такие как модифицированные капоты двигателей, полукапотированные основные колеса, увеличенное хвостовое колесо, а оборонительное вооружение ограничивалось парой пулеметов MG 15. На этом самолете был проведен ряд испытаний специального оборудования, такого как дымовая завеса Type S 125 и аэрозольные контейнеры для распыления ядовитого газа и других боевых отравляющих веществ.
Следующий самолет, Fw I89 V5, стал первой модификацией предполагаемого учебно-тренировочного самолета Fw 189B с аэродинамически доработанной мотогондолой фюзеляжа. Оригинальный фюзеляж был заменен на тяжелую бронированную кабину для пилота и заднего стрелка. Пилот сидел спиной к спине с наводчиком.
В конце 1939 года Fw 189 VI был снят с летных испытаний и переоборудован для штурмовой и ближней поддержки под обозначением Fw 189 Vlb. Оригинальная мотогондола была заменена небольшой бронированной мотогондолой, в которой пилот и стрелок сидели спина к спине. Пилот был защищен бронестеклом и сидел в бронированном кресле. Место наводчика также было бронированным, и он был вооружен одним пулеметом MG 15 калибра 7,9 мм. Позже был построен еще один прототип штурмового варианта под обозначением Fw 189 V6. Эта новая модель должна была стать прототипом для серийного производства Fw 189C.
Последний прототип был заказан как гидросамолет. Этот вариант, Fw 189 V7, имел фюзеляж и крылья, аналогичные Fw 189 V5, но был оснащен сдвоенными поплавками. Этот самолет не был доведен до конца и позже был переделан в конфигурацию Fw I89D.
В свое время планировался вариант с радиальным двигателем, который должен был оснащаться парой 700-сильных четырнадцатицилиндровых радиальных двигателей Gnome Rhone I4M 4/5 с воздушным охлаждением. Один планер Fw 189A-I был переоборудован под эти двигатели в Шатильон-сюр-Сен компанией SNCASC. Самолет был предложен для производства под обозначением Fw 189K, однако прототип разбился во время перегона в начале 1943 года, и программа была отменена. После ремонта прототип получил регистрационный номер GI+RO и был передан фельдмаршалу Кессельрингу в качестве его личного курьерского самолета, поступившего на вооружение в мае 1943 года.
Продолжение следует…..
Поддержите канал-поставьте лайк.