Найти в Дзене

Какой ценой освободили Молдавию

Как мне кажется, одной из больших проблем нашего изложение Второй Мировой войны в целом, и её наиважнейшей для нас составляющей — войны Великой Отечественной, является, извините за умное слово, дискретность.

Мы очень многие события рассматриваем отдельно от того, что происходило до того, после или одновременно по соседству. Из-за этого многое реально искажается.

Вот, например, советские историки объединяли все операции по освобождению Правобережной Украины в одну — Днепровско-Карпатскую. А вот почему-то все операции по освобождению Белоруссии вообще всегда рассматривались в разных разделах, если вообще рассматривались. Ну, конечно, вопрос «почему» тут неуместен, понятно, что не хотелось победную операцию «Багратион» объединять вместе с провальными боями за Витебск, Оршу и прочие города.

А мне вот кажется, что в войне таких масштабов, как Великая Отечественная, надо обязательно рассматривать не отдельные операции, а целые группы операций, которые объединены одной местностью. Мы уже как-то признали Ржевскую битву, осталось ещё привыкнуть, например, к битве Орловской.

Ну а уж освобождение Молдавии точно стоит рассматривать целиком. А то как-то странно. Если попробовать ответить на вопрос, как наши войска освободили Молдавию, то ответ находится вроде бы легко — это Ясско-Кишинёвская операция. Операция вполне может считаться в числе самых успешных, хотя точные данные о потерях немецких войск до сих пор не смогли подсчитать, но они всяко больше наших. А таким результатом не многие могут похвастать.

Однако, вот какая закавыка получается. На территорию Молдавии наши войска зашли в ходе Уманско-Ботошанской наступательной операции. Но она официально закончилась 17 апреля, хотя временные рамки этой операции вызывают много вопросов и 17-го точно ничего не происходило, что было бы похоже на окончание наступления.

В любом случае Ясско-Кишинёвская операция началась 20 августа. Встаёт вопрос, что происходило на этом участке фронта более пяти месяцев. В таких случаях советские, да и некоторые современные историки легко находят выход — были бои местного значения.

Однако, в апреле 2-й Украинский фронт потерял 63 374 человек (из них 12 210 убитых), в мае потери составили 49 433 человека (из них 7 547 убитых), в июне выбыло 53 953 человека и только в июле потери составили «всего» 25 407 человек.

Кстати, в августе 2-й Украинский фронт потерял до 20 августа 15301 человека, а уже после 20-го, в ходе наступления выбыло 39 985 человек. В сентябре, хотя вроде операция закончилась, и Румыния из войны вышла, потери составили 59161.

То есть даже не считая сентября, только 2-й Украинский фронт потерял при освобождении Молдавии 253 453 человека.

По 3-му Украинскому фронту данных за апрель мне пока найти не удалось, но в мае выбыло 54 009 человек, в июне 16 741 человек, в июле — 39211. В ходе Ясско-Кишинёвской операции фронт потерял ещё 27 145 человек, и получается, что по неполным данным потери составили 137 106, но с учётом апреля и начала августа они могут быть на 50-60 тысяч больше.

Так что набегает цифра в полмиллиона потерь, а это очень много. Уж для боёв местного значения точно превышает любые пределы.

По Уманско-Ботошанской потери составили 56 850 человек (это вообще-то потери за весь март, но они практически все приходятся на это наступление). Получается, что в некоторые месяцы «бои местного значения» по потерям сравнялись с крупной наступательной операцией.

Легко догадаться, что в этот период шли ожесточённые бои, которые почему-то не упоминали. И можно догадаться о том, насколько они были для нас успешны.

Давайте посмотрим на карту от 17 апреля 1944 года, когда официально закончилась Уманско-Ботошанская операция.

-2

А теперь на карту от 19 августа того же года, где показано положение войск перед началось Ясско-Кишинёвской операции:

-3

Как говорится, найдите отличия. Позиции всё те же, но появились сотни тысяч убитых и раненых.

Конечно, все, кто заинтересован, уже знают, что наши войска пытались наступать в Молдавии, но неудачно. Уже разные авторы рассказывали о сражениях у Тыргу Фрумос, немецких контрнаступлениях с красивыми названиями «Соня» и «Катя».

Но «белых» пятен ещё хватает. И, что важно, мы пока ещё продолжаем дискретничать, отделяя Ясско-Кишинёвскую операции от предыдущих тяжёлых боёв. Так, конечно, выглядит гораздо более успешно. Зачем же дополнительные сотни тысяч потерь упоминать. Упоминать тех, кто кровь проливал за освобождение Молдавии и приближал ту самую победу в последние дни августа 44-го.

По поводу боёв в Белоруссии, о которых упомянул, очень рекомендую мою подборку статей:

Битва за Белоруссию