Когда малышу исполняется три года, многие родители замечают значительные изменения в его поведении. Раньше он был послушным и легко выполнял просьбы, но теперь всё стало наоборот:
ребенок перестал слушаться, отказывается есть, не выполняет просьбы, шумит, когда его просят вести себя по тише, манипулирует истериками...
Этот период характеризуется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность и у него появляется свои желания. И отстоять он их пытается, через упрямство, негативизм и своеволие.
Давайте рассмотрим каждый признак более подробно, а в конце статьи вы узнаете, как наиболее эффективно справляться с этим возрастом.
Негативизм
Этот признак характерен тем, что ребенок делает обратное от того, о чем его попросили, то есть он начинает отражать всё сказанное в противоположном направлении.
Вы скажете «хорошо», он скажет «плохо».
Вы скажете «веди себя потише», он начнёт шуметь.
Это происходит не совсем из-за того, что ребёнок идёт на противность. Таким детским образом, он пытается показывать свою самостоятельность. Его задевает не сама просьба, а скорее то, что им пытаются управлять.
Упорство
Отличительная черта в том, что ребёнок пытается довести до конца сказанное им. Если он сказал родителю, что сам донесет пакет, который явно ему не по силам, он будет до последнего его тащить.
Самостоятельность
Ребенок пытается выполнить всё самостоятельно, без помощи взрослых. Но не может адекватно оценивать свои силы. Из-за этого часто возникают напряженные моменты с родителями.
Обесценивание
Ребёнок пересматривает все свои ценности. То, что раньше для него казалось необходимостью, сейчас уже не нужно. Например, ребёнок не играет со своими старыми игрушками, либо вовсе их выбрасывает.
Деспотизм
Этот признак характеризуется самостоятельным выбором своей деятельности. Он сам решает, когда ему пора гулять, есть, спать… Иногда он также пытается управлять и взрослыми запрещая им уходить, готовить…
Манипуляция
Конечно многие родители думают, то дети начинают манипулировать еще раньше. Однако это две разные манипуляции. Дети до 3-х лет, в особенности, когда еще не умеют говорить, действительно манипулируют взрослыми, но это скорее непроизвольная реакция. Так как они не могут еще правильно объяснить, чего они хотят и что им нужно. Из-за еще не развитого контроля эмоций, слова и вовсе могут уйти на второй план. Так как ребенок с самого рождения общался с родителями таким способом.
Не дали игрушку – заплакал, потому как очень хочется игрушку и очень обидно, что её ему не дали. А может и вовсе не поняли, что он хотел именно эту игрушку.
А вот с 3-х лет считается, что дети начинают манипулировать осознанно.
Не дали игрушку? буду плакать пока не дадите.
Все эти признаки кризиса 3-х лет, могут усиливаться из-за того, что взросление ребёнка проходит незаметно для взрослого. Как мы видим все признаки указывают на то, что ребёнок отстаивает свои границы, хоть и через детское поведение.
И самое интересное, что кризис 3-х лет – это нормальное проявление детского взросления. Помимо негативных признаков у ребёнка также вырабатывается самосознание, развивается самостоятельность в общении, играх, но главнее всего происходит развитие воли.
Как справляться с кризисом 3-х лет
Старайтесь быть взрослым. Иногда наше детское «Я» берёт верх, и вы срываетесь из-за провокаций ребёнка. Для него это знак, что вами можно управлять, а также, что он идет правильным путём. Будьте спокойнее и пытайтесь отвлекать ребёнка, говорите с ним о его желаниях, предлагайте помощь.
Больше самостоятельности. Может показаться поспешным в 3 года давать самостоятельность, но таким образом, вы не задеваете чувства ребёнка, приучаете его к новым обязанностям. В пределах разумного, позволяйте ему доказывать свою самостоятельность. Захотел подмести пол – пускай. Захотел помочь донести покупки – дайте ему то, что будет ему по силам.
Оценка поведения, а не ребёнка. При нежелательном поведении, не нужно говорить: «Ты плохой», - лучше сказать «Ты ведешь себя плохо», а еще лучше объяснить почему.
Сравнивание с прошлым его поведением. Используйте фразы: «Ты сегодня ведешь себя лучше, чем вчера», «ты сегодня помог маме приготовить обед», «вчера ты был послушнее, чем сегодня». Таким образом мы подкрепляем положительную направленность поведения, замечаем его достижения и не задеваем личность ребёнка.
Чаще общайтесь с ребёнком. От вас он учится взаимодействию с миром, дайте ему такую возможность.
Запомните! Подавление самостоятельности приведёт лишь к большим конфликтам и усугублению отношений в будущем. Ребёнок взрослеет и прохождение этого этапа, очень важно для его развития в дальнейшем.
У вас есть вопросы по поводу детской психологии, ответы на которые вы никак не можете найти в интернете? Приглашаю вас на консультацию где мы рассмотрим вашу проблему.
Записаться на консультацию вы можете по номеру: +79591335000 (Телеграмм, WhatsApp) или в ВК Сообщество.
Статья по теме: