Стоит ли писать о выставке, если с момента ее окончания прошло уже полгода? Скорее всего нет, если только эта выставка не представляет собой нечто особенное. «Горел асфальт» - именно такой исключительный случай, ведь здесь была представлена одна из самых необычных форм красоты — кастом-байки.
Кастомайзинг — это направление, которое трудно однозначно отнести к искусству, дизайну или ремеслу, скорее это - нечто среднее, вобравшее в себя особенности всех трех.
Суть, если говорить совсем простыми словами, в создании на базе обычной серийной модели автомобиля (именно с них кастомайзинг когда-то начинался) или мотоцикла чего-то исключительного — своего рода произведения искусства, тем не менее сохраняющего свое изначальное назначение (технические характеристики тоже часто совершенствуются или изменяются с учетом требований конкретного заказчика).
Само по себе это очень закрытое направление, оценить всю многогранность которого таким далеким от мира мотоциклов людям как я, шанс выпадает редко, не говоря уже о возможности увидеть не один а сразу два десятка таких своеобразных шедевров. В этом отношении выставка «Горел асфальт» стала настоящим подарком Эрарты.
Безупречная эстетика, завораживающий блеск металла, сочетание декоративности и нарочитой брутальности, присущей всей субкультуре, неразрывно связанной в нашем сознании с лаконичным словом «байк» - все это создавало на выставке какую-то совершенно особенную атмосферу, словно посетителей лишь не надолго пустили украдкой посмотреть какой-то запретный мир, прикоснуться к его тайнам, почувствовать его дух и особую ауру...
Аура... Даже обычные мотоциклы вызывают в сознании целый вихрь ощущений и ассоциаций: ветер, скорость, сила, жесткость, а главное, наверное, - свобода... Трудно представить более беззащитное состояние человека, чем полет на скорости по широкому шоссе на мотоцикле без спасительного кузова автомобиля. Но в этой незащищенности кроется главное очарование — осознание собственной силы, чувство абсолютного контроля над свое жизнью, абсолютного безоговорочного права распоряжаться ею так, как тебе хочется...
А что в таком случае говорить про кастом-байки...
Каждый из них — произведение искусства, шедевр, созданный в одном единственном экземпляре, воплотивший в себе не только все качества своих серийных собратьев, но и получивший совершенно новое звучание — свой собственный голос, идею...
Например, яркая и красочная «Химера» - словно мираж, сказочный образ, шальная идея, которая вихрем проносится в воображении одурманивая рациональный разум...
Или футуристичная «Дайтона-3», больше похожая на реквизит из какого-то фантастического фильма, контрастирующая своей мягкой гладкостью форм и безупречностью белого с остальными металлическими собратьями.
Столь же необычно, словно пришелец из далекого будущего, выглядит и Piombo, несмотря на свой лаконичный металлический дизайн почему-то, по мысли авторов, вдохновленный творчеством Себастьяно дель Пьомбо — итальянского художника эпохи Высокого Возрождения.
Возможно, так выразилась в современной интерпретации нелюбовь Пьомбо к цвету, мрачность особенно его поздних картин или его собственный вздорный характер, из-за которого художник оказался фактически на задворках истории искусства - вдохновение, как правило, сложно интерпретировать однозначно...
Благо, что у других экспонатов символика куда проще: грубоватый «Язычество» вполне резонно контрастирует с более традиционным, но не менее агрессивным «Христианством».
Серый, скромный, почти обычный в ряду прочих, «Густав Скиппоне» кажется странной пародией на свое высокопарное название, пока из описания не узнаешь, что имя, которое он носит, принадлежало личности, существовавшей лишь в воображении его заказчика — музыканта Владимира Кристовского...
Еще один шедевр, вдохновленный миром музыки - «Машина времени». Здесь даже не надо гадать: веселый сиреневый байк действительно является «посвящением золотому периоду творчества группы» (отсюда, по всей видимости, и позолота). Не знаю, из-за своего цвета или из-за своей исключительности, но точно не из-за любви к некогда популярной музыкальной группе, эта модель стала одним из моих любимчиков.
К числу последних, как ни странно, можно отнести и единственный представленный на выставке реверс-трайк BMW R 18/3R (теперь я знаю, что это такое) — необычный трехколесный мотоцикл, чья консервативная, сдержанная, практичная эстетика воплощает в себе дух знаменитой немецкой автомобильной марки, ее основательность, надежность и перфекционизм в мельчайших деталях...
Но безусловными фаворитами для меня, как, наверное, и для большинства представительниц женского пола, далеких от мира брутальных мотоциклов, стали два исключительных произведения, созданных одним и тем же художником (надо бы в дальнейшем посвятить отдельную статью его творчеству): "Bombastic" и "BROO”.
С первым все понятно: яркий, обаятельный "Bombastic”, воплотивший в себе фееричный дух яркой Мексики, просто не может оставить равнодушным. В нем очаровывает все от красок до фактуры, кажется, что он не только словно улыбается посетителям, но и живет в каком-то своем веселом ритме, в компании нескольких кактусов — этакий лопоухий, жизнерадостный пёсель, при этом не лишенный безупречности форм,технической грации и силы.
А вот со вторым посложнее. "BROO”, безусловно, стал центром притяжения для большинства посетителей выставки. Странный, красочный, но при этом лишенный гладкости и безупречности хромированного блеска, массивный, он походил скорее на остов некогда великолепной машины, теперь ржавеющей на свалке и непонятно почему ставший панно для рисунков уличных мальчишек.
(при этом мотоцикл вполне себе рабочий — на выставке было даже представлено видео, показывающее его в движении, дабы убедить посетителей, что он вполне заслуженно находится в ряду своих более практичных собратьев)
Вот только при ближайшем рассмотрении это впечатление быстро сменялось другим: в кажущемся нагромождении деталей становилась заметна приятная глазу симметрия и организованность — все мельчайшие детали были настолько изящно вписаны в общую брутальную картину, что изучать ее хотелось снова и снова. В голове возникал рой вопросов: а как? а почему? а зачем? а что это значит?
И как не ломала я над ними голову, ответить мне на них до конца так и не удалось. Однако возможно ли в принципе ответить на данные вопросы, применительно к мотоциклу, главной идеей которого, по мысли автора, было «скрестить паровоз с Эйфелевой башней», а основной изюминкой является аквариум с рыбкой?
А раз так, не является ли этот кастом-байк в полном смысле слова произведением искусства? Ведь способность подарить зрителю не только и не столько сильные эстетические впечатления но и заставить задуматься, поразмышлять об идее — это основные функции любого направления и любого произведения искусства? И если так, то где та грань, что отделяет простую утилитарность и дизайн от подлинной красоты и исключительности?
P.S.: к сожалению, формат статьи не позволил вместить все фотографии, сделанные на выставке, большую их часть можно будет увидеть в следующей части статьи.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи канала по схожей теме: