Очередное посещение Эрарты на этот раз было никак не связано с выставками каких-либо художников современности, нет, без них, конечно тоже не обошлось — впереди еще целая серия статей, - но все-таки главная цель заключалась в том, чтобы увидеть коллекцию маскотов.
Маскот (от фр. «талисман») - это миниатюрная металлическая фигурка, украшающая радиатор автомобиля. Сейчас они стали предметом коллекционирования, а когда-то представляли отдельное направление в мире автомобильного декора и дизайна. Более того, к созданию многих из них приложили руку художественные гении, такие, например, как Рене Лалик.
Слабая, но отчаянная надежда увидеть именно работы последнего зародилась во мне сразу, как только я услышала о готовящейся выставке. Слабая — потому что хрупкие шедевры Лалика даже в мире маскотов стоят баснословно дорого, т.к являются исключительными, а отчаянной — потому что уж очень хотелось верить в чудо.
К сожалению, не сложилось: работ Лалика на выставке не оказалось. Зато я познакомилась с очень интересной и по-своему красивой вселенной миниатюрных статуэток, некогда украшавших капоты или радиаторы старинных автомобилей. У этой вселенной есть своя история, свои особенности, свои признанные гении и шедевры...
Для изучения всего этого впору завести отдельный канал, однако мы ограничены рамками обычной статьи, поэтому поговорим лишь о самых интересных и важных фактах из мира маскотов.
Факт № 1: появление и виды.
Первый маскот появился с первым автомобилем, хотя исторически, если брать за основу перевод слова маскот, — с первым транспортным средством. Ведь талисманы и обереги вешали на свои колесницы еще древние египтяне, а уж о кораблях и вовсе говорить не приходится — все мы помним изящных русалок и страшные головы морских чудовищ, некогда украшавших носы кораблей. Почему судьба автомобиля должна быть иной?
Вполне естественно, что первые машины, преодолевая дорогу не так легко и стремительно, как их современные аналоги, встречали на своем пути много проблем и досадных недоразумений, а потому логично, что человек пытался хоть как-то защитить себя и своего железного коня.
Однако с течением времени маскоты постепенно трансформировались в нечто особенное, призванное не только создать что-то красивое, но и уникальное — в отдельный вид искусства.
Как так получилось? Да очень просто: с одной стороны маскот — удобная эмблема, по которой можно было отличить марку автомобиля, с другой — возможность подчеркнуть свою принадлежность к определенному сообществу или клубу, и наконец третье и самое главное — это еще и шанс выразить свою индивидуальность.
В связи с этим мир маскотов на рубеже XIX-XX веков раскололся на три части — три вида маскотов:
- брендовые — маскоты, которые были эмблемой автомобильной компании или какой-то определенной модели;
- рекламные или официальные — эмблемы клубов, фирм, рекламных компаний или каких-либо официальных организаций.Так, именно маскоты изначально были тем, что сейчас отличает автомобили спецслужб — прообразом мигалок.
- фигурки-фантазии — самое массовое и самое интересное направление, к которому относятся маскоты, создававшиеся исключительно по желанию клиента — как признак индивидуальности.
Поскольку расцвет автомобильного транспорта пришелся на эпоху роскошного ар-деко, фантазийные фигурки очень быстро превратились в элемент роскоши и шика. А где лучше всего востребованы подобные украшения?
Факт № 2: специфическая география.
Декоративность, как элемент хрупкого и изящного мира прекрасного, больше всего и практически всегда была востребована во Франции. Не случайно, что именно здесь мир маскотов нашел самых преданных поклонников и почитателей.
Хрупкие феи, нежные нимфы, животные, змеи, пауки, мифические персонажи, фигурки самолетов, танков и даже демонов — все это были образы французских маскотов.
Каждый желающий мог найти здесь что-то для себя: был относительно дешевый вариант — фабричные вариации, крайне ограниченные по сюжету и широко распространенные.
Далее шел более дорогой — ограниченные партии от 100 до 1000 штук исключительных фигурок, создаваемых по заказу торговых домов (часто при этом на фигурках проставлялись номера). Не случайно, что в золотой век расцвета автомобилей — 1920-1930-е гг. в каталогах таких домов можно было встретить целые разделы, посвященные маскотам.
К созданию некоторых из них прилагали руку знаменитые художники и ювелиры. Например как к этому очаровательному пингвину, созданному по образу рисованного героя одной из воскресных газет ни кем-нибудь, а самим Жаком Картье.
Именно эта группа маскотов наиболее широко представлена на выставке — почти все ее экспонаты французские и практически все — редкие и уникальные, но не на столько, чтобы попасть в третью категорию.
Самыми дорогими были эксклюзивные маскоты, созданные в единичном экземпляре. Как правило, форма отливки после изготовления уничтожалась, а художник обязался не создавать аналогов. К этой категории относятся настоящие шедевры, в том числе и упоминавшиеся выше стеклянные маскоты Рене Лалика — только вдумайтесь: насколько высоко нужно ценить роскошь, чтобы установить на капот автомобиля стеклянную фигурку?!
Подобная французская «распущенность» была чужда англичанам, где маскотов было относительно немного, да и рассудительным немцам, которые быстро от них отказались. У американцев с маскотами тоже как-то не сложилось, нет их здесь делали часто и много, но в основном из мягких дешевых металлов, поэтому в большинстве своем до нас они не дошли, а те немногие, что сохранились, пребывают в крайне плачевном состоянии (европейцы предпочитали делать маскоты из бронзы).
Наконец, в России маскотам тоже не очень повезло. Изначально был лишь один — двуглавый орел у Русско-Балтийского вагонного завода, машины которого поставлялись в том числе и для императорского гаража. В советские же годы маскоты внезапно громко заявили о себе в виде лаконичного флажка на капоте правительственного ЗиСА, массивных Зубра и Медведя на грузовиках МАЗа и ЯАЗа.
И конечно, самым любимым в народе был маскот с изображением грациозного оленя, украшавший знаменитую красавицу Волгу ГАЗ-21, кстати также представленный на выставке в одном ряду с французскими аналогами.
Факт № 3: кто чаще всего покупал маскоты.
Маскоты как элемент декора ценились представителями обоих полов, для каждого они имели свое особое значение: кому-то позволяли проявить индивидуальность, кому-то заявить открыто о своих взглядах и даже политической позиции.
Однако, если обратиться к экспонатам выставки, можно увидеть, что большинство из них все-таки в первую очередь красивы и изящны: кошки, выгнувшие дугой спину, нежные бабочки и феи, стройные лани и веселые собачки — все это больше соответствует характеру прекрасной половины человечества.
Большую популярность маскотов у женщин отмечали также и продавцы в 1930-е годы, заявляя, что женщины покупают маскоты спокойно и довольно часто, в то время как мужчины, совершая подобные покупки, чаще всего говорили, что делают их для жены.
Применительно к этой теме особенно запомнился один маскот: веселая, устремившаяся в перед обезьянка, сжимающая в одной лапе фонарь — не сложно догадаться, что сейчас водители-мужчины предпочли бы увидеть у нее вместо фонаря — гранату.
Факт № 4: исчезновение.
Казалось бы, столь интересный мир со своими персонажами, особенностями, своей историей обречен на успешное существование. Однако в 1950-е годы маскоты быстро и незаметно практически полностью исчезли из обихода. Почему?
Во-первых. значительно изменилось строение автомобиля — радиатор окончательно спрятался под капот и пробка, на которой, как правило, и крепились маскоты, исчезла.
Во-вторых, все большую роль стала играть скорость и аэродинамика, улучшению которой сложные фигурки явно не способствовали.
В-третьих, появилось много совершенно разных моделей автомобилей, и если раньше автомобилисты часто жаловались, что машины разных фирм абсолютно похожи одна на другую и отличить свою становится все сложнее, то теперь такой проблемы больше не возникало.
Наконец, самым важным стал фактор безопасности: неумолимая статистика показала, что наибольшее количество травм при столкновении с автомобилем человек получает именно от маскотов даже при небольшой скорости, даже просто проходя мимо...
Возможно, все это лишь отговорки и простые оправдания — как неловкая попытка объяснить почему в который раз в своей истории человек отказался от чего-то красивого и необычного, чего-то, обладающего изяществом и веселым обаянием легкости, в пользу строгого минимализма и ограниченных рамок скучного дизайна. Тем более, что кое-кто из маскотов все-таки выжил, научившись благодаря относительно простым механизмам «прятаться» или «складываться» даже от самых незначительных ударов.
Факт № 5: последние маскоты.
На сегодняшний день до сих пор весьма успешно продолжают существовать два маскота. Хоть они и принадлежат к первой, самой скромной — брендовой категории, они, тем не менее, как когда-то фантазийные, являются символом абсолютной роскоши.
Все дело в том, что единственными, кто сохранил маскоты на сегодняшний день остаются, как это ни странно, практичные немцы и англичане (правда, теперь их автомобильная компания также принадлежит немцам), ранее не питавшие тяги к оным, а именно: Mercedes-Benz и Rolls-Royce — поистине у истории есть определенное чувство юмора.
И если лаконичная звезда мерседеса может считаться маскотом с большой натяжкой, то фигурка «Дух экстаза» некогда созданная английским скульптором Чарльзом Сайксом и с 1923 года ставшая эксклюзивным символом автомобилей аристократической марки, по-настоящему воплощает в себе дух и красоту мира маскотов.
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺
Еще об автомобилях:
Предыдущие статьи о выставках Эрарты: