1. Проверка домашнего задания.
2. Словарный диктант. Я буду вам зачитывать толкование слов, вам нужно их угадать и записать без ошибок.
- Искусственно созданное русло с водой для судоходства или снабжения питьём (канал).
- Сплав, обладающий прочностью и особым блеском; бывает чёрным, цветным, драгоценным (металл).
- Учреждение для хранения и выдачи книг (библиотека).
- Растение, из зёрен которого изготавливается мука, идущая на выпечку белого хлеба (пшеница).
- Руководитель собрания или организации (председатель).
3. Объявление темы урока. Актуализация знаний. Сегодня мы будем вспоминать склонение имен существительных.
- Что называется склонением? (изменением по падежам).
- Сколько склонений вам известно? (три).
- Какие существительные относятся к первому склонению? (женского и мужского рода с окончаниями -а, -я).
- Какие существительные относятся ко второму склонению? (среднего рода с окончаниями -о, -е и мужского рода с нулевым окончанием).
- Какие существительные относятся к третьему склонению? (женского рода с нулевым окончанием и с мягким знаком на конце).
4. Отработка темы урока. Прочитайте правила на стр. 14. Приведите примеры из правила:
- Как склоняется слово страна;
- существительные 1-го склонения;
- 2-го склонения;
- 3-го склонения.
- Приведите свои примеры существительных всех трех склонений.
Дома вам нужно выучить это правило.
Упражнение 41. Спишите текст, не забудьте указать автора. Над именами существительными укажите склонение.
Проверка:
Упражнение 42. Самостоятельно распределите существительные по группам в зависимости от склонения. Проверка:
5. Домашнее задание. Выучить правило про склонения. Подготовиться к письму по памяти стихотворения Лермонтова: