Найти в Дзене
История войн и оружия

Забытое сражение: Таганрогская наступательная операция

После зимнего советского контрнаступления 1941 г. 57-я армия генерала Рябышева под Барвенково вбила 100-км клин в немецкую оборону. В марте 1942 г. было главком Юго-Западного направления маршал Тимошенко решил силами Юго-Западного фронта наносить удар от Волчанска на Харьков, до которого было 40 км. Южный фронт должен был ударом 56-й армии отсечь немецкий выступ между Матвеевым курганом и Самбеком и освободить г. Таганрог.

-2

Глубина операции был около 40 км, по расчетам штабистов она должна была занять 2 - 3 дня, времени на подготовку отвели неделю. Хотя немцы создавали оборону на Миусе с декабря 1941 г. Оборону на Миусе называли "Миус-фронт".

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_657c0208e258fd146ad2071a_657c0313e258fd146ad3e973/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_657c0208e258fd146ad2071a_657c0313e258fd146ad3e973/scale_1200

Тимошенко в последний день февраля подписал директиву о проведении наступательной операции по разгрому покровско-таганрогской группировки противника, дата наступления была назначена на 5 марта 1942 г.

Из Москвы начинание поддержали дали танковую бригаду и 3-й гвардейский стрелковый корпус генерал-майора А. Акименко. В составе корпуса основной была 2-я гвардейская дивизия (будущая Таманская) и четыре отдельных морских стрелковых бригады.

Проблема морской пехоты того времени, полное отсутствие пехотной подготовки, моряков буквально снимали с кораблей Черноморского флота. Науку войны на суше им пришлось постигать в бою.

Гвардейский корпус должен был поддерживаться 30-й Иркутской, 339-й Ростовской, 347-й Краснодарской и 13-й курсантской бригадой.

В ударной группе 4 дивизий и 6 бригад было 260 орудий (включая 203-мм) и 60 танков. Во всей 65-й армии было 65 тыс. человек. Правда наступление готовилось в страшной спешке и суматохе. Несмотря на спешку боеприпасы и войска подтянуть не успели.

Немцы (3-й танковый корпус 1-й танковой армии Клейста) хорошо просматривали с миусских высот всю глубину советской обороны. Их берег реки Миус возвышался над советским. Речку можно было перейти вброд, но нужно было преодолевать долину, местами заболоченную.

Главком все же перенес начало наступления командующему фронтом Малиновскому на 7 марта. Из-за густого тумана наступление перенесли на 8 марта.

Благодаря туману на исходный рубеж для атаки успели подтянуть три отдельных морских бригады по 5 тыс. человек каждая.

Моряки были готовы гнать немцев до Таганрога и топить их в Азовском море.

***

Утром 8 марта 1942 г. после часовой артподготовки с финальными залпами "катюш" пехота 30-й Иркутской, 339-й Ростовской, 347-й Краснодарской дивизий короткими перебежками двинулась к проходам в минных полях и проволочных заграждениях.

Немцы о предстоящей атаке знали со слов перебежчика.

-4

Моряки 68-й и 76-й бригад тремя цепями, во весь рост с криками "Ура!" и "Полундра!" бросились в атаку бегом. Немецкие позиции на миусских высотах ожили, открыли огонь неподавленные пулеметы, полетели мины.

-5

Генерал-майор Салтыков, в то время представитель Генштаба в 56-й армии вспоминал:

"8 марта в 5 часов началась наша артиллерийская подготовка. В 6.30 ударная группировка армии перешла в наступление. Развивалось оно неравномерно. Части 339-й стрелковой дивизии переправились по льду через Миус, но встретили сильное огневое сопротивление и за день продвинулись всего на 300–400 м. Успешнее действовали войска 3-го гвардейского стрелкового корпуса. Особенно геройски сражались морские бригады. В бескозырках и черных бушлатах, моряки стремительно атаковали и быстро продвинулись вперед. Над полем боя из края в край, то затихая, то разгораясь, раздавалось громогласное «ура» и «полундра». Ни ураганный огонь противника, ни потери не останавливали героев: они шли вперед, сокрушая все, что попадалось на пути. Атаки моряков наводили ужас на врага".

В трофейном фонде ЦАМО сохранились сводки Генштаба ОКХ за тот день.

"8 марта 1942 года из сводки Генштаба сухопутных войск вермахта.

Противник перед группой армий фон Клейста атаковал фронт танковой армии примерно 4 - 5 дивизиями на участке Покровское - Матвеев-Курган, нанеся удары по левому флангу 13-й танковой дивизии и в центр 125-й пехотной дивизии.

Источник Архив ЦАМО Ф.500 оп.12451 д.307 Дело 307. Сводки Генштаба ОКХ о положении на советско-германском фронте. ОКХ – отдел «Иностранные армии Востока», отдел II: оперативные сводки о военном положении на советско-германском фронте".

От моряков заградительным огнем были отсечены расчеты станковых пулеметов и минометов, противотанковых ружей, а также связисты.

Пули и осколки собирали свою кровавую жатву, но теряя десятками своих боевых товарищей моряки забросали бушлатами колючую проволоку и достигли первой немецкой траншеи.

Салтыков вспоминал: "Шел ожесточенный обстрел наших позиций артиллерией и минометами противника, но мне удалось найти такое место, откуда была видна часть поля с перебегающими группами бойцов подразделений 30-й стрелковой дивизии, среди которых то и дело рвались снаряды и мины. Местность была очень неровной, и группы атакующих то появлялись, то скрывались из глаз, а потом вовсе исчезли. Наша и немецкая артиллерия продолжали вести интенсивный огонь. Вдалеке справа черными строчками виднелись наступающие морские пехотинцы. Здесь по общему гулу близкой и далекой канонады, стрельбы и характерному шуму чувствовалось огромное напряжение боя. Вернувшись на наблюдательный пункт дивизии, я узнал, что полкам удалось захватить отдельные участки первой вражеской траншеи на крутом берегу Миуса, но заплатили они за это дорогой ценой."

К полудню группы моряков ворвались на западные скаты высот с отметками 105,7 и 101, разметали артиллерийские и минометные позиции 420-го пехотного полка. Казалось немецкая оборона вот-вот рухнет.

-6
-7

Немцы тут же бросили в контратаку 11 танков 13-й танковой дивизии. Советские штабисты предполагали, что 50 - 60 танков у немцев есть, но ни в Таганроге. 13-ю танковую дивизию на передовой разведка не увидела.

Танки выползли из балки Паровая и открыли огонь из пушек и пулеметов. Морские пехотинцы не имели никаких противотанковых средств, кроме винтовок и гранат. У морских бригад вообще не было противотанковых пушек.

Моряки стояли во весь рост и стреляли по смотровым щелям танков и гибли под пулеметными и автоматными очередями, под гусеницами их настигающих машин.

За день 76-я бригада потеряла 1 300 человек убитыми и раненными.

Потери батальонов 68-й и 76-й бригад были очень большими. Выбили почти всех командиров.

Уцелевшие моряки отходили назад, через километровую пойменную лощину.

Лихая атака необученных пехотному бою моряков завершилась истреблением двух стрелковых бригад.

-8

По воспоминаниям Салтыкова советские танкисты пошли в бой вечером того же дня.

"Через некоторое время показался танк, идущий обратным курсом. Не спускаясь в балку, он повернул и медленно двинулся в сторону противника. Вдруг на танке блеснула вспышка, он вздрогнул и остановился, густая струя дыма поднялась вверх. Сзади выдвигались другие танки. Они стали развертываться вправо и влево, но в считанные секунды противник поджег еще четыре танка, не допустив их к своему переднему краю. Остальные, подходившие из глубины, остановились в балке. Атака, которую так ждали, была сорвана. Это был жестокий урок для всех нас, война ошибок не прощала: противотанковые средства противника не были подавлены, организованной атаки танков совместно с пехотой и при поддержке артиллерии не получилось. Вскоре выяснилось, что командир танкового батальона начал выдвижение на исходные позиции с закрытыми люками, потерял ориентировку и вывел танки на основные позиции своей полковой артиллерии. Артиллеристы рассказали, что им стоило больших трудов остановить разгоряченных танкистов. Разобравшись в ошибке, командир батальона повернул головную роту в сторону противника."

9 и 10 марта атаки продолжились с 81-й морской и 13-й курсантской бригадами. Цыганов командир 56-й армии попробовал сузить полосу наступления, но это тоже успеха не принесло.

За три дня армия потеряла 11 тыс. человек, в том числе 2,5 тыс. убитыми и пропавшими без вести.

В штабе армии решили атаки продолжать и 14 марта начался второй этап Таганрогской наступательной операции.

Удар теперь наносили южнее, между хутором Седовский и селом Курлацкое. За три дня туда стянули наспех пополненный гвардейский корпус, танки 63-й бригады.

14 марта после артподготовки и залпа "катюш" пехота 3 стрелковых дивизий и 4 бригад поднялась в атаку с большой задержкой, сказалось выбивание комсостава в предыдущих боях.

Немцы успели придти в себя после обстрела и открыли шквальный огонь.

Из-за обратных скатов высот полетели мины. Каждые три минуты по скоплениям нашей пехоты у проволочных заграждений прилетали мины.

Как только какой-нибудь командир или политрук пытался поднять залегшую цепь в атаку, снайперы и пулеметчики 213-го полка оберста Гицфельда 73-й пехотной дивизии быстро срезали смельчаков.

17 танков 63-й бригады смогли уничтожить немецкий опорный пункт на высоте 92,7, но пехота танки не поддержала. Из 2 КВ и 15 Т-34 вернулись 4 поврежденные "тридцатьчетверки".

Стрелки к вечеру отползли на исходные рубежи. Ночная атака также не удалась.

В батальонах 76-й бригады было 10 - 12 бойцов, из тылов еще набрали 80 человек, их комбриг, капитан первого ранга Б. Апостоли сам повел в атаку. Но реденькая цепь потеряв больше 30 человек убитыми и раненными откатилась назад.

16 марта три раза атаковала высоту Безымянную 81-я отдельная морская стрелковая бригада, она потеряла за два дня 2 350 бойцов убитыми и раненными. На следующий день ее вывели в тыл на переформирование.

С 23 по 26 марта 1943 г. проводились атаки для захвата ключевого опорного пункта на высоте 107,6 (курган Соленый). Пополненные морские стрелковые бригады со 2-й стрелковой дивизией полковника Неверова идут утром 23 марта в атаку.

Бойцы шли через широкую балку Копани. Стрелков поддерживали 2 роты легких танков. Трех суток не утихал бой. Свежая 102-я отдельная бригада полковника Захарченко ворвалась на курган, немцы организовали контратаку, с флангов пустили две группы танков 6 - 8 машин и автоматчиков.

28 марта войска откатились на исходные рубежи наступления. 2 апреля наступательные действия армия прекратила.

Мартовско-апрельская операция стоила 56-й армии 3 649 убитыми, общие потери 15 943 человека.

Командир 81-й бригады полковник береговой обороны А. Егоров был отдан под суд военного трибунала, командование перешло к полковнику П. Богдановичу. В 68-й бригаде капитана второго ранга Б. Иванова сменил полковник А. Шаповалов. По итогам боев командир 65-й армии Цыганов был отозван в тыл на преподавательскую работу.

Миус-фронт удалось прорвать в 1943 г. и из-за угрозы потери Донбасса немцы свернули наступление на Курской дуге.

Спасибо за прочтение.