Так новое встречается со старым: свимран — это новое направление любительского спорта, а абандон — старые покинутые дома
Свимран — неологизм, означающий примерно «плавбег», — запатентованное название дистанций, сочетающих плавание и бег (плыть+бежать — англ. swim+run), а абандон — это сленг «городских романтиков», означающий заброшенное строение (от англ. to abandon — оставлять, покидать). Вот спортсмен-экстремал, путешественник, свимраннер Алексей Михайлусов из Сыктывкара Республики Коми (тут он подробно рассказал о свимране, тут — о своем одиночном пешем походе из Воркуты в Лабытнанги, тут — о том, как за 9 часов 25 минут проплыл 60 км по реке Вычегде от Корткеросса до Сыктывкара в благотворительном заплыве: «Стартовать хочется ради чего-то светлого») — участвуя в Арктическом марафоне в Воркуте, заодно прокатился на велосипеде по ее окрестностям, по поселку Воргашор, и попал в жутковатый мир заброшек, абандона.
Воргашор — «звено» так называемого Воркутинского кольца, кольцевой автодороги «Воркута», соединяюшей город с шахтерскими поселками и шахтами. По сравнению с другими, совсем покинутыми поселками Воркутинского кольца, Воргашор — частично обитаемый и довольно крупный: шахта, при которой он возник в 1950-е годы, еще работает. Говорят, в 1980-е годы Воргашору хотели присвоить статус города с названием Комсомольский. Но это вряд ли что-то изменило бы.
Как написал один из попавших туда путешественников, заодно удивившийся, что в центре поселка стоит памятник углю — не людям, которые его добывали и строили дома вокруг, — а куску угля: «Отсюда тот самый памятник смотрится очень мощно. Складывается ощущение, что люди колонизировали другую планету, но после — попросту пропали, оставив дома, заводы и памятники своим прошлым героям. Стройно в ряд стоят пятиэтажки, рядом, покосившись, идет линия электропередач, на столбах которой давно нет уличного освещения. Кажется, что один из столбов вот-вот рухнет, после чего, как домино, потянет за собой остальные...».
А вот еще один неожиданный местный «памятник», сфотографированный другими путешественниками, тоже подивившимися — к чему это: вокруг нет абсолютно ничего веселого или милого.
Заброшки, конечно, обладают особой адреналинной атмосферой и мрачной красотой, привлекая художников, фотографов, путешественников, но при взгляде на них чувствуешь недоумение и горечь: вот тут кипела жизнь, строились планы, сновали люди, и вдруг — раз, и все. Тишина, пустота, разруха. Так же, возможно, опустеют не только «угольные», а и «нефтяные» города — когда, наконец, победит неуглеродная энергетика.
Алексей Михайлусов огорчился от увиденного в Воргашоре, написав на своей странице в соцсети: «Как было, наверное, трудно везти сюда весь строительный материал, сколько труда и времени было необходимо на постройку поселков. Настоящие трудяги, стахановцы! Однако — бах, переломный момент — и здания пустуют. Местное население (бедные слои) в погоне за бесхозным/хозным имуществом, металлом, перила даже умудрилось “с корнем” спилить — увидел это в заброшенном спортзале. Почему мы не гордимся, не бережем нашу историю, которая сохранилась в самих зданиях (некоторые, кстати, очень интересны по архитектуре)? Почему такое наплевательское отношение к былым временам»?
Алексей Михайлусов снял в Воргашоре невероятное видео.
Но, подобно тому, как природа неизбежно стирает следы «человеческого порядка», — после горечи мыслей «как же так» и «зачем все» приходит дао — способность «позволять всему происходить самому по себе и наблюдать за этим, поддерживая закон общей гармонии».
И неугомонный Алексей Михайлусов, несмотря на огорчение от апокалиптических ландшафтов Воргашора, планирует сразу несколько активных событий — общественные и лично-благотворительное: организацию забега+заплыва Komi SwimRun 2024 на дистанциях 5, 10 и 15 км; соревнования по плаванию в открытой воде «Кувшинка»; и — личный рекорд с благотворительной целью — плавание в открытой воде на дистанции 100 км в течении 2 дней, чтобы преодолеть себя и собрать деньги «на развитие Федерации зимнего плавания Республики Коми».
Подробности разнообразных и любопытных проектов Алексея Михайлусова – на его странице в соцсети.