331,1K подписчиков

Крупнейшая катастрофа на речном транспорте в СССР, которую скрывали, как могли: сотни погибших, сошедший с рельсов поезд и сломанный мост

1,6K прочитали

В Ульяновске, где в июне 1983 года произошла авария теплохода «Александр Суворов», об этой истории каждый день людям напоминает огромный крест на острове. Поэтому просто не могу не рассказать вам о ней.

В Ульяновске, где в июне 1983 года произошла авария теплохода «Александр Суворов», об этой истории каждый день людям напоминает огромный крест на острове.

Предыстория событий

5 июня 1983 года круизный лайнер «Александр Суворов» двигался из Ростова-на-Дону в направлении Москвы. На борту было 483 человека: это экипаж, обслуживающий персонал и туристы. Народу было весело: сперва поздравили с днём рождения заведующую кухней, после ужина был организован мини-аукцион с розыгрышем разных безделушек и показ детективного фильма «Возвращение «Святого Луки».

В Ульяновске, где в июне 1983 года произошла авария теплохода «Александр Суворов», об этой истории каждый день людям напоминает огромный крест на острове.-2

Примерно к 23 часам вечера до моста оставалось пять-семь минут хода при скорости лайнера 25 км в час. Видимость была идеальная, потому капитан корабля отдыхал перед ночной вахтой (позднее он в первых рядах покинет корабль, нарушив главную морскую «заповедь»).

Когда на мост въехал товарный поезд из 53 вагонов, корабль уже был в сотне метров от шестого пролёта моста. Скорости он не сбавлял, потому диспетчеры забили тревогу. Дело в том, что мост располагался под небольшим углом к уровню воды, то есть все его пролёты имели разную высоту. Так случилось, что именно шестой пролёт был самым низким, то есть не судоходным. Диспетчеры паниковали, запуская световые ракеты, но было поздно. Лайнер уже столкнулся с этим роковым пролётом.

Что происходило на теплоходе

Пассажиры наверху ощутили сильный и глухой удар, люди в каютах ― почти ничего не заметили. Теплоход остановился не мгновенно: по инерции он прошёл ещё 200―300 метров. Ударом полностью снесло верхнюю палубу, кинозал, в котором сидело около 200 человек, а также ходовую рубку.

В Ульяновске, где в июне 1983 года произошла авария теплохода «Александр Суворов», об этой истории каждый день людям напоминает огромный крест на острове.-3

Но это было не самое страшное. От удара потерял устойчивость мост, по которому проходил железнодорожный состав, гружённый углём, лесоматериалами и зерном. Как минимум одиннадцать вагонов сошло с рельсов. Содержимое перевернувшихся вагонов посыпалось на головы людей. Услышав шум, на палубу бросились пассажиры из кают.

В Ульяновске, где в июне 1983 года произошла авария теплохода «Александр Суворов», об этой истории каждый день людям напоминает огромный крест на острове.-4

Их взору предстало страшнейшее зрелище. Если буду цитировать, статью забанят из-за описаний. Суть в том, что вся палуба была красной из-за крови.

Спасательные работы

Те, кто не был серьёзно ранен, пытались подать знак хоть кому-то на берегу. Они снимали одежду, размахивали ей и кричали. Однако помощь подоспела лишь спустя 45 минут: и это при условии, что катастрофа развернулась прямо перед окнами обкома партии. Трупы и многих раненых вскоре прибило к берегу: очевидцы сообщали, что многие из них были без одежды, обуви и украшений, а значит ― имело место быть мародёрство. Многие, когда корабль столкнулся с мостом, попрыгали за борт.

В Ульяновске, где в июне 1983 года произошла авария теплохода «Александр Суворов», об этой истории каждый день людям напоминает огромный крест на острове.-5

На работы по спасению и расследованию привлекли все городские службы и сотни добровольцев. Студенты и рабочие предприятий помогали транспортировать раненых: некоторые предоставили для этих целей собственные автомобили, которое в то время были, сами понимаете, очень ценны. Коек в больницах и гробов не хватало. Хирурги, спасавшие зачастую безнадёжных раненых, в прямом смысле падали от усталости.

Водолазы также работали день и ночь, сменяя друг друга. Важно было найти тела рулевого и вахтенного штурмана: их вскрытие, вероятно, дало бы ответ, почему лайнер пошёл в заведомо неподходящий пролёт. Железнодорожники также пришли на помощь.

В Ульяновске, где в июне 1983 года произошла авария теплохода «Александр Суворов», об этой истории каждый день людям напоминает огромный крест на острове.-6

Сложности расследования

Всех выживших допросили «с пристрастием», некоторое время не давая общаться с посторонними. Например, два мужчины-приятеля остались живы, так как распивали алкоголь в каюте, а их жёны погибли, ведь пошли смотреть кино.

Раненых, которые в итоге выжили, оказалось всего 49 человек, всего же в больницы города поступило более сотни пострадавших. А вот точное количество погибших установить не удалось: многие трупы были сильно изуродованы, некоторые ― разорваны на части. Возможно, пара десятков человек утонула, и их тела унесло течением. По официальным документам на теплоходе было 483 человека, однако путёвки были не у всех. Судя по заполненности кинотеатра, кают и палуб, на корабле могло быть ещё до 100―150 «безбилетников». Официально объявленное число погибших составляло 176 человек, но очевидцы утверждали, что их было не менее 300: этот вариант косвенно подтвердили родственники тех, кто не нашёл своих в списках погибших.

Однако в катастрофе могло погибнуть и больше людей. Грузовой поезд, в числе прочего, перевозил и жидкое горючее. Если бы хоть один такой вагон упал на корабль, погибли бы все. Однако военные и трубопроводчики оперативно откачали нефтепродукты, рискуя жизнью на всё ещё рушащемся мосту.

Капитана нашли быстро: он покинул корабль вплавь (по другой версии ― на шлюпке), не получив никаких повреждений. Алкоголя в его крови не было, как и в крови рулевого со штурманом. По версии следствия, штурман мог перепутать ульяновский и саратовский мосты, либо принять предупреждающий щит за будку железнодорожников. Капитан отказался помогать в спасательной операции, позднее его осудили на восемь лет тюрьмы. После досрочного освобождения он вскоре умер.

Дело хотели скрыть

Несмотря на то, что для расследования катастрофы уже 6 июня утром в Ульяновск направилась правительственная комиссия, широкой общественности в масштабах страны стало известно о беде лишь спустя несколько лет. Информация была поверхностной и противоречивой: власти угрожали журналистам, пытавшимся написать о ней.

Дело в том, что СССР изо всех сил старался создавать образ самой благополучной страны в мире. Поэтому на его просторах, в соответствии с официальными документами, не было ни взрывов, ни автоаварий, ни техногенных катастроф, ни падений самолётов и уж тем более никаких кораблекрушений.

Одному из московских журналистов, который побывал на месте аварии, и которого насильно выдворили из Ульяновска, позвонил западный корреспондент и поинтересовался, что же произошло с лайнером? Журналист сказал, что ничего не знает, а в городе был по личным делам: дай он хоть какую информацию иностранцам, родина покарала бы бедолагу. Он, как и многие другие, смог написать об увиденном лишь после распада СССР.

Крест и обломок, напоминающий о той катастрофе установили только после распада СССР.
Крест и обломок, напоминающий о той катастрофе установили только после распада СССР.

Приглашаю подписчиков в свой Телеграм, чтобы вы имели возможность видеть все новые публикации (на Дзен надёжи никакой), а ниже ещё несколько статей про катастрофы в СССР: