В Советском Союзе существовала практика замалчивать даже серьёзные катастрофы, жертвами которых становились тысячи человек. Менее значительные трагедии, которые можно было предотвратить, в которых погибли или пострадали всего лишь десятки людей, власти СССР также не афишировали.
Сегодня расскажу про «бешеный эскалатор» на Авиамоторной, гибели людей во время давки в «Лужниках» и таране дома в Новосибирске пилотом-смертником. Эти события со временем обросли страшными подробностями и невероятными мифами, большей частью не подтвержденными после раскрытия документов.
Давка на стадионе «Лужники»
Самая страшная трагедия советского спорта скрывалась от общественности более 7 лет. 20 октября 1982 года, на Центральном стадионе им. Ленина проходил матч между командами «Хаарлем» (Голландия) и «Спартак» (Москва). О том, что в самом конце матча случилась давка с множеством жертв, московские футболисты узнали лишь через день, а голландские ― через 7 лет.
В тот день было невероятно холодно для октября: -10 градусов и мокрый снег. На матч раскупили примерно 20% билетов (до 16 000 штук), так что расчищены от снега были только 2 трибуны, которых вполне хватало для всех пришедших. Но болельщики, из-за холода, разместились преимущественно на трибуне С, расположенной со стороны метро.
Игра у «Спартака» шла с переменным успехом. За пару минут до финала зрители, уже сильно замёрзшие, направились к выходу. Только вот милиция открыла один выход из 4-х, мотивируя это возможностью более надёжного контроля поведения футбольных фанатов.
Вскоре, на одной из передних ступенек упала девушка, кто-то остановился её поднять, но упал сам. Толпа напирала, и всех, кто падал, просто затаптывали насмерть. Стальные перила лестницы гнулись, люди стали падать на бетон вниз. В давке погибло 66 человек, большинство из них ― подростки 15-19 лет. Трупы складывали рядом с памятником Ленину, оттуда развозили по моргам. Раненых выживших было около 60 человек.
СМИ не сообщили о трагедии. В газетах описывался матч, в котором Сергей Шевцов, в последние секунды матча, забил гол голландцам. Злые языки долго потом обвиняли в трагедии именно его, якобы после этого забитого гола началась давка. Только вот люди стали покидать трибуны раньше на пару минут.
Информацию о произошедшей трагедии скрывали даже от родственников погибших. Газеты подробно описали матч, вскользь отметив, что возникли некоторые проблемы и жертвы среди болельщиков. Родителей даже не пускали в морги на опознание своих детей. Очевидцы и родственники жертв до сих пор утверждают, что погибших было до 340, а также десятки человек пропали без вести. Эти данные не имеют официального подтверждения.
За гибель людей были осуждены администраторы стадиона и милиционеры. Они получили от 1,5 до 3 лет тюрьмы и освободились по амнистии.
Таран дома в Новосибирске
Трагедия произошла 26 сентября 1976 года, но ещё 33 года тщательно скрывалась. Утром в воскресенье, в 8:20, пилот гражданской авиации Владимир Серков, которому тогда было всего 23 года, направил на жилую 5-этажку угнанный с аэродрома самолет Ан-2.
Лёгкий «кукурузник», в котором Серков ежедневно перевозил людей, протаранил здание на скорости 150 км в час на высоте 3-4 этажа. Сам «камикадзе» погиб от удара, упав на лестничную площадку в месте, где самолет пробил дом. Топливо залило подъезд, и начался пожар. Жильцы экстренно покидали здание, выпрыгивая из окон. Спастись смогли не все: в огне погибли двое детей 4-6 лет и женщина, позднее от ран и шока, умерли еще 2 взрослых и ребенок.
Если бы самолет врезался в квартиры, а не в подъезд, могли погибнуть десятки людей. В процессе расследования стало известно, что смертник целился в квартиру, расположенную на 3 этаже, но достижению цели помешало дерево. В доме жила с родственниками и 2-летним сыном бросившая его жена. Только вот никого из желанных жертв дома не оказалось: возможно, они знали о грядущей расправе. Позднее семья сменила несколько адресов, чтобы избежать возможной расправы от тех, чьё имущество сгорело, а родные ― погибли.
Следы тарана быстро убрали с фасада «хрущевки», дело засекретили. В городе же ещё долго ходили слухи об американских террористах и непонятных политических акциях.
Обрушение эскалатора в Москве
«Быстро строили ветку метро, но не продумали только одно, что когда строится важный объект, всем супер срокам говорится «нет», ― так позднее пела о причинах трагедии на «Авиамоторной» одна из панк-групп. Крупнейшая авария в Московском метро произошла 17 февраля 1982 года. Её скрывали более 9 месяцев.
Катастрофа произошла вечером, в 17 часов, на станции «Авиамоторная», в час-пик, когда тысячи людей возвращались домой. На эскалаторе на спуск соскочил поручень. Одновременно, лестница ускорилась из-за веса пассажиров и стремительно пошла вниз. Ни одно из блокирующих устройств не сработало, двигатели не остановились.
Многие люди, спасаясь, побежали вверх. Кто-то падал, пытаясь перебраться на соседнюю лестницу. Ступени и перила крошились под весом людей. Целых две минуты «взбесившийся» эскалатор рушился, затягивая в себя мелкие предметы, сумки, части одежды пострадавших. За это время подоспевшие рабочие заблокировали механизм вручную.
В давке и в результате падения погибли 8 человек разного возраста. Еще около 30 были травмированы: часть из них стали инвалидами. Ногу одного из пострадавших зажало ступенями, что позднее привело к ампутации.
Спустя сутки, в газете «Вечерка» была опубликована заметка, размером в пару строк. В ней говорилось, что сломался эскалатор, есть пострадавшие. За неимением точной информации, вокруг аварии возникло много слухов. Упоминалось и о сотнях жертв, которых «в мясо» перекрутил бешеный эскалатор, и даже о настоящем «восстании машин» (и это в 80-е годы!).
Расследование показало, что эскалатор имел ряд дефектов и не был рассчитан на высокую нагрузку, которая в тот день составила более 12 тонн. Жалобы на аналогичные эскалаторы уже фиксировались, но после аварии все конструкции были экстренно обследованы и доработаны.
Ещё вам вспомнятся ещё какие-то трагедии, которые замалчивали в СССР, пишите в комментариях подробности. Быть может, по итогам смогу написать ещё одну статью. Тут мой канал в Телеграме — заходите, кто ещё не там, и вот ещё несколько статей, которые тоже будут вам интересны: