Найти в Дзене

Провинциальные театры стали теснить московские

Театральная карта страны меняется на глазах. В конце апреля были обнародованы итоги национального фестиваля -конкурса «Золотая маска» прошлого театрального сезона, которые в очередной раз удивили. Ещё лет шесть  назад среди победителей во всех номинациях были в основном столичные театры с редким вкраплением  провинциальных, и вот всё изменилось!  

После предыдущего фестиваля  почти половина наград улетела в регионы. И вот сейчас в наградном реестре приходится буквально разыскивать   московские театры. В каждой номинации — лишь  по одному столичному театру, по два питерских, остальные победители — региональные . В Перми, оказывается,  появилась  примечательная  опера, в Екатеринбурге — балет. Хорошо бы  пригласить эти театры на гастроли!

Стоит ли удивляться, что многие  театралы не знают о подведении итогов конкурса. Естественно,  мы не слышим, как ликуют театры — они далеко! Региональные  СМИ, включая электронные, читают в основном  в регионах.  Центральному телевидению и интернету тоже не до региональных побед.  Даже на канале «Культура» лишь  упомянули о   награждённых.

Фестивальные  награды улыбнулись на этот раз в основном  театрам из   отдалённых  регионов   страны:  Марий Эл, Карелии, Татарстана,  Осетии. Среди золотомасочников есть и уже знакомые нам  театры по гастролям. Поздравляем театры Пскова, Омска! Награды в четырёх номинациях достались драматическому театру из Новокузнецка, который через месяц приезжает на гастроли в Астрахань с тремя спектаклями! Астрадрама знала, кого приглашать!

Приятно, что среди лучших драматургов оказалась хорошо знакомая астраханским театралам Анастасия Букреева. В Новокузнецке поставили спектакль по её пьесе «Чёрная пурга» , а в Астрадраме с большим успехом идёт пронзительный спектакль по её пьесе  для всей семьи «Ганди молчал по субботам». Анастасия Букреева проводила    в Астрахани и мастер -классы на фестивале «Театральная дельта».

По мнению известного театрального критика, профессора Школы — студии МХАТ Ольги Егошиной, которая недавно встречалась  в Астраханском  театре оперы и балета с журналистами и театральными блогерами, такой взлёт региональных театров не случаен и заметен он не только на  конкурсе «Золотая маска». То же самое произошло на недавнем фестивале «Уроки режиссуры», в котором она принимала  самое непосредственное участие.

И объясняется это, по её словам, просто. В Москве слишком много маститых театральных  режиссёров, которые продолжают ставить спектакли, не очень доверяя молодёжи. Ну, а в региональных театрах, многие из которых  уже  неплохо оснащены технически, рады молодым мастерам. Им доверяют постановки  не только в малых залах, но и в больших. Их  не хватают за руку и не вмешиваются в творческий процесс.

Больше того! Творческую молодёжь   приглашают в регионы на постоянную работу  и даже  назначают главными режиссёрами!   Так что Астрахань вправе рассчитывать на престижные федеральные награды уже  в ближайшем будущем! И Астрахань — приграничный отдалённый регион, и у нас ставят спектакли молодые режиссёры.

Молодой  приглашённый из Москвы режиссёр Константин Денискин скоро удивит нас своей «Капитанской дочкой», с которой  мы увидимся в ТЮЗе. Его Буратино из будущего уже поразил нас в прошлом театральном сезоне. Интересный  эскиз  спектакля  показал Константин Денискин и на фестивале «Театральная дельта» в прошлом году.

Ну, а молодой и уже главный оперный режиссёр  Алексей Смирнов поражает и радует театралов уже не первый год. Недавняя премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» - очень яркая театральная работа. Её можно смело выдвигать на «Золотую маску» сразу  в  нескольких номинациях:  и за лучшую режиссёрскую работу, и за потрясающую музыку, и за главные и второстепенные  роли.

Но побед мы ждём, конечно, не только от молодых мастеров, но и от режиссёров с молодой душой, которые дадут фору и самой талантливой творческой молодёжи.  Мне кажется,  режиссёр  Астраханского ТЮЗа Андрей Радочинский прекрасно впишется в компанию победителей «Золотой маски» со своей обновлённой   Алисой Кэрролла.

Спектакль «Алиса в стране чудес» не только и не столько для детей. Он для всей семьи. Это спектакль о том, что можно прочитать в сказке между строк. О чём очень хотел написать Кэрролл, но не смог: цензура бы не пропустила книгу.  Обязательно посмотрите этот спектакль, если ещё не успели! Он будет идти в ТЮЗе 25 и 26 мая.

И, конечно, множество эмоций ждёт нас в июне на спектакле Астрадрамы  «Евгений Онегин», который ставит художественный руководитель театра, один из лучших и признанных режиссёров страны Александр Огарёв. Его экспериментальные, глубокие  спектакли всегда поражают самых взыскательных театралов. 

 Почти всегда они вызывают и споры, что вполне естественно. У всех разные вкусы, опыт, подготовка. Но иногда   кажется,  что  начинающие  театральные критики и блогеры самоутверждаются, когда пишут  отзывы и рецензии на спектакли мэтра! Ведь чем глубже постановка — тем больше мыслей и чувств она пробуждает.

Судя по многочисленным интервью, которые нетерпеливые журналисты уже берут у Александра  Огарёва за месяц до премьеры, мастер ставит спектакль не только об Онегине и Татьяне. С ними мы хорошо знакомы. Почти у каждого свой Онегин, своя Татьяна,  свой Ленский.

Но хорошо ли мы знаем Александра  Пушкина? О чём он мечтал? О чём писал с таким удовольствием в многочисленных лирических отступлениях романа? Любил ли свою жену и за что? А других дам?  Как Пушкин  относился  к России? Что значила для него Родина?  

Вот об этом на самом -то деле спектакль Александра  Огарёва. Он решил поближе познакомить нас со своим тёзкой, юбилей которого мы  будем отмечать в июне.

Не забудьте заранее купить билеты! Кто же из театралов не захочет познакомиться с Пушкиным, который прибудет в Астрахань со своей Музой, своим другом и своими героями?!

Но хорошо бы   театру не забыть пригласить на премьеру и  экспертов «Золотой маски»!
Недавно был обнародован новый театральный этикет : если руководство    театра считает, что постановка достойна национальной премии, то он и приглашает экспертов. Без приглашения  в гости не приезжают.  

Кстати,  учредители   самого главного театрального конкурса страны  до сих пор не подозревают и о существовании астраханской Алисы, прибывшей к нам  из страны чудес в начале театрального сезона, в  ноябре прошлого года! Пора звать экспертов на смотрины!  И вообще в Астрахани есть на что и на кого  посмотреть!

Театры
6771 интересуется