Он был высок, подтянут, коммуникабелен, с отменным чувством юмора и с прекрасным английским. Эталонный Джеймс Бонд, будто сошедший с киноэкрана в реальную жизнь. Только работал не на английскую разведку Ми-6, а на Первое главное управление КГБ СССР.
Со стороны всё действительно выглядело, как в кино. Шёл 1971 год. Холодная война в самом разгаре. После некоторой разрядки в отношениях, наступившей по итогам разрешения Карибского кризиса, градус противостояния СССР и Запада постепенно повышался. Тогда как для большинства советских граждан пределом заграничных поездок могла быть Болгария или Югославия (об этом мечтали, но мало кто мог себе позволить - не выпустят!), он работал в советском торгпредстве в Лондоне. Его окружали красивые женщины, он посещал престижные рестораны и был завсегдатаем светских раутов, слыл частым гостем таких увеселительных заведений, о которых на родине и помыслить не могли, носил дорогие костюмы и ездил на роскошном автомобиле.
Но разведчик всегда балансирует на грани. Любой просчет может оказаться фатальной ошибкой. А если ты сильно подружился с алкоголем, то в стане врагов это только вопрос времени, когда попадешь в умело расставленные сети. И с ним это случилось. После очередного приятного времяпрепровождения в компании очаровательных жриц любви, он сел за руль изрядно подшофе и угодил в руки английской дорожной полиции.
Его задержали. О случившемся сообщили в советское посольство. А далее всё пошло не по плану. Или же наоборот, план оказался намного хитрее?
Сотрудника торгового представительства СССР в Лондоне звали Олег Адольфович Лялин. И день задержания лондонской полицией в августе 1971 года стал последним в карьере капитана ПГУ КГБ СССР...
Советский Джеймс Бонд
Биография будущего разведчика не изобилует какими-то уникальными фактами и деталями. Родился в Пятигорске 24 июня 1937 года в простой советской семье и ничем примечательным не отличался. В середине 50-х поступил в Одесское инженерное морское училище, где старался прилежно учиться - очень хотел попасть за границу и посмотреть мир. А флотские специальности давали такую возможность.
Несмотря на наличие собственной учебно-воспитательной базы, органы госбезопасности часто набирают специалистов "со стороны", привлекая на службу выпускников гражданских ВУЗов. Так было, например, с Президентом России Владимиром Путиным, окончившим Ленинградский государственный университет, или известным разведчиком-нелегалом Андреем Безруковым, чья альма-матер - Томский госуниверситет.
Успешному курсанту Одесского инженерного морского училища Олегу Лялину предложили работу в КГБ на последних курсах. И открывшимися перспективами он не преминул воспользоваться. Поначалу работал оперативником в одесском порту, выявляя контрабандистов и нарушителей границы, которые запросто могли оказаться западными шпионами. Затем какое-то время был приписан к горотделу КГБ в Клайпеде, после чего его направили на курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), организованные в подмосковной Балашихе.
Решение о создании КУОС как постоянной структуры в составе Высшей школы КГБ, но в оперативном подчинении разведки ПГУ КГБ приняли на самом верху в конце 60-х. Ежегодно курсы проходило более 50 человек. Программа обучения была рассчитана на семь месяцев и включала в себя комплекс дисциплин, нацеленных на подготовку командира разведывательно-диверсионного подразделения: специальная физическая, огневая, воздушно-десантная и горная подготовка, специальная тактика, минно-подрывное дело, топография, навыки разведывательной деятельности, изучение опыта партизанской борьбы. Говорят, курировал выпускников КУОС лично председатель КГБ Юрий Андропов. Им предстояло стоять на передовой защиты интересов Советской Родины.
Как флотского специалиста и офицера, способного оценить уровень готовности морских стратегических объектов, Олега Лялина направили в лондонскую резидентуру КГБ, где ему предстояло планировать активную фазу операций на случай военного конфликта между СССР и Великобританией. Он изучал особенности географии и береговую линию, готовил маршруты передвижения диверсионных групп и планы на случай высадки десанта. Занимался вербовкой агентов, обладавших всей необходимой информацией.
Легенда, согласно которой Олег Адольфович Лялин являлся старшим инженером торгового представительства СССР в Лондоне, позволяла ему относительно безбоязненно передвигаться по стране и встречаться с нужными людьми, не вызывая при этом излишнего любопытства контрразведки туманного Альбиона.
Остров политической борьбы
Испокон веков британские политики умели выстраивать систему сдержек и противовесов, позволявшую управлять огромной колониальной империей с минимальными рисками для Короны. Распространялась такая политика не только на колонии, но и на взаимоотношения с соседями и союзниками. Удачный баланс сил, раскладывание "яиц в разные корзины" давало возможность успешно балансировать на различных интересах мировых держав. Единственный недостаток - это выливалось в активную внутриполитическую борьбу: взгляды на политику сильно отличались.
Период конца 1960-х - начала 1970-х годов стал временем двух правительств Великобритании: лейбористского Гарольда Уилсона (1964−1970) и консервативного Эдварда Хита (1970−1974). И видели они место Лондона на мировой арене совершенно по-разному.
Лейбористы во главе с Уилсоном рассчитывали укрепить англо-советские отношения, надеясь, что хрущевская "оттепель" распространится и на внешнюю политику СССР. Ещё до своего избрания премьер-министром Уилсон успел дважды встретиться с Хрущевым и наладить диалог, но вскоре в результате "дворцового" переворота советского лидера сместили с занимаемого поста. И договариваться пришлось уже с Брежневым и Косыгиным.
Считая разговоры о советском шпионаже больше пропагандистским инструментом, нежели реальной угрозой, лейбористы в 1965 году заключили соглашение о расширении иммунитета дипломатических работников, при этом возникшие по этому вопросу нешуточные дебаты в парламенте правительство Уилсона назвало проявлением "антикоммунистической истерии".
Некоторые парламентарии в дебатах требовали радикально сократить персонал советских дипмиссий, но МИД Великобритании разъяснил, что все соглашения двусторонние и помогают британским дипломатам в странах Восточного блока. Крыть оппозиции было нечем.
Сложившуюся ситуацию Москва решила использовать к собственной выгоде (наверняка, как и Лондон). Были увеличены штаты посольств и торгового представительства, расширен кадровый состав советских госкомпаний, под крышами которых могли работать люди, занимавшиеся сбором разведывательной информации. Резко увеличенные кадры затруднили работу английской контрразведки - им просто не хватало людей, чтобы контролировать каждого советского гражданина, который мог быть потенциальным разведчиком.
Однако планы Гарольда Уилсона по улучшению отношений с СССР разбились о непримиримую позицию сторон из-за разразившейся войны во Вьетнаме и конфликтов на Ближнем Востоке, а также отношений с НАТО. Великобритания, конечно, не могла и не собиралась отказываться от поддержки важнейшего союзника - США, и потому не могла согласиться на выдвигаемые Москвой условия. К тому же вошедший в правительство новый министр иностранных дел Майкл Стюарт был настроен более чем решительно на противостояние с СССР. Он первым открыто заявил, что штаты советской дипмиссии в Лондоне невообразимо раздуты. Если в 1964 году там работало 64 дипломата, то в 1968 году их стало 80. Как минимум 62 из них английская контрразведка Ми-5 подозревала в работе на КГБ и ГРУ. Кроме того, 32 человека из 95 работников обслуживающего персонала посольства, а также 28 граждан СССР в торговом представительстве тоже могли быть замешаны в сборе информации для советских спецслужб.
Англичане готовы были выслать в Союз половину из них, но опасались, что Москва предпримет ответные меры, объявив британских дипломатов персонами нон грата.
Так или иначе, но в 1971 году в Лондоне находилось более 500 советских дипломатов и работников советских компаний, из которых не менее 200, по мнению Ми-5, были связаны с разведкой и ничем другим на острове не занимались.
За год до этого правительство лейбористов Гарольда Уилсона сменилось консерваторами Эдварда Хита, чей взгляд на сотрудничество с СССР был диаметрально противоположным. Во время визита министра иностранных дел Советского Союза А.А. Громыко в Лондон ему указали на недопустимые нарушения советскими дипломатами правил дипломатического иммунитета и на неоправданно большой состав посольства, фактически обвинив в неприкрытой разведывательной деятельности. В ответ советский "Мистер Нет" заявил, что СССР не занимается шпионажем. А весной 1971 года три британских дипломата были высланы из СССР.
Ситуация зашла в тупик. Лондону требовался повод, чтобы нанести решающий удар по Советскому Союзу, способный разрубить клубок подковерных интриг.
Высказывания за высылку большого количества советских дипломатов неминуемо натыкались на опасения о депортации всех британцев из Москвы. Подобный скандал будет невозможно скрыть от СМИ и общественности, что обязательно вызовет вопросы о том, как контрразведка и правительство допустили практически безграничный разгул шпионажа? Репутационные риски оказались запредельными.
Ми-5 искала триггер, способный перевернуть ситуацию в пользу Лондона. И таким триггером стал "светский лев" и сотрудник торгпредства СССР Олег Адольфович Лялин.
Сгорел на "клубничке"
На работу за границей из СССР направлялись сотрудники, обладавшие исключительно высокими морально-волевыми качествами. Делалось это не только потому, что советский гражданин должен был с честью нести своё гордое звание, но и для того, чтобы снизить количество возможных вербовочных подходов для спецслужб потенциального противника. Не дать возможность врагу зацепить человека на крючок.
И крепкая семья была одним из решающих факторов при выборе того, кто может отправиться за рубеж.
Олег Лялин находился вне всяких подозрений. Женат, опытный оперативник, прошедший соответствующее обучение. Ирония состояла в том, что именно оперативные навыки позволяли ему тщательно скрывать ото всех свои близкие отношения с различными женщинами. Узнай кадровики КГБ об этой слабости, не видать бы Лялину Лондона, как своих ушей.
Но в глазах коллег и близких он являл собой образец здравомыслия и благочестия. А то, что женщинам он нравился, был с ними внимателен и обходителен - так то только подспорье в работе. Через женщину можно правильный подход к нужному мужчине найти, верный вектор движения задать или важную информацию получить.
В руках Олега Лялина женщине надлежало стать необходимым инструментом для выполнения поставленных задач. Но вышло всё иначе.
Оказавшись в Лондоне он продолжил свои донжуанские похождения, заводя интрижки не только с секретаршами британских учреждений и коммерческих компаний, но и в торгпредстве СССР. В определенный момент супруга Олега Лялина не выдержала происходящего и со скандалом убыла на родину. Но чтобы не портить карьеру супруга, объяснила желание вернуться домой тем, что не смогла найти общего языка с окружением.
Кому следовало стоило бы обратить внимание на семейный разлад, но Лялин находился на хорошем счету, потому маленькие шалости ему простили, только погрозив пальцем. И это стало фатальной ошибкой.
Видный сотрудник торгпредства попал под колпак Ми-5, фиксировавшей все его передвижения и контакты. А когда Лялин закрутил роман с работавшей вместе с ним Ириной Тепляковой, настал час Х.
И здесь существуют две версии развития событий. Согласно первой, британцы поставили Олега Лялина перед выбором: либо сотрудничество с Лондоном, либо об интрижке станет известно советскому руководству, и он, распрощавшись с карьерой, вернется в Москву на должность какого-нибудь кабинетного клерка.
Согласно второй, Ирина Теплякова давно сотрудничала с английской контрразведкой, и как только между ней и Лялиным завязались романтические отношения, разведчик попал в умело расставленные сети.
По воспоминаниям коллег, в начале 1971 года Олег Лялин впал в глубокую депрессию и начал крепко пить. И снова кому следовало проспали тревожный звонок.
А логическая развязка неминуемо приближалась.
В один из дней августа 1971 года Олег Адольфович в очередной раз крепко принял на грудь и сел за руль служебного автомобиля. Далеко уехать ему не удалось. Его задержала полиция. По официальной версии, озвученной газетами, советский чиновник ругался, отказывался подчиняться законным требованиям сотрудников полиции и едва не затеял драку. В результате чего его доставили в полицейское управление.
Но "пьяное" задержание больше похоже на красивую историю, предназначенную для того, чтобы "скормить" её через СМИ простому обывателю. Хорошая заготовка британских спецслужб, единственный смысл которой - ударить по советскому дипломатическому корпусу и разведке. Рассорить советский МИД и КГБ, потому как последующие события дестабилизируют работу всех ведомств на территории Великобритании.
Скандал
После задержания Олег Адольфович Лялин пропал. Посольство СССР наняло юриста для защиты задержанного сотрудника торгпредства, приготовилось внести за него залог, требовало встречи, но Лялин растворился на просторах туманного Альбиона. Более того, из полиции необъяснимо исчезли все записи визитов и протокол задержания.
А вместе с Лялиным пропала и Ирина Теплякова.
В лице капитана КГБ, сбежавшего на Запад, правительство Эдварда Хита получило все необходимые козыри для выигрышной политической игры. И спустя несколько дней английская пресса будто с цепи сорвалась, смакуя детали, которыми изобиловал рассказ беглого советского разведчика Олега Лялина.
Многое из рассказанного выглядело абсолютно фантастически. Лялин детально описывал планы СССР о проведении диверсий на территории Великобритании. Утверждал, что в случае необходимости "спящие" советские агенты могут устроить настоящий ад англичанам, организовав массу терактов и даже затопив лондонскую подземку, нейтрализуют работу противоракетной системы в Йоркшире, сделав туманный Альбион беззащитным перед советской угрозой, и попытаются убить ведущих британских политиков и госслужащих. В тайниках, разбросанных по Британии, якобы было приготовлено всё необходимое для этого снаряжение и материалы. Кроме того, Лялин сообщал об агентах, замаскированных под курьеров и почтальонов, которые разбросают неприметные капсулы с ядом в коридорах министерств и служб на Уайтхолле, так что те, кто наступит на них, практически сразу отправятся в мир иной.
Озвученные в СМИ откровения советского шпиона произвели эффект разорвавшейся бомбы. Западная публика оказалась под впечатлением и изрядно напугана, так что когда 25 сентября 1971 года в МИД Великобритании был вызван советник советского посольства, которому вручили список из 105 фамилий, общественность ликовала. 90 фигурантам списка предписывалось незамедлительно покинуть Великобританию, а 15 другим, находившимся за её пределами, категорически запрещался повторный въезд страну.
Москва смогла только беззубо огрызнуться в ответ, выслав 18 британцев и отменив намечавшуюся встречу с министром иностранных дел королевства Александром Дуглас-Хьюмом. При этом СССР удовлетворил требование британцев не заменять высланных работников посольства и торгпредства новыми сотрудниками.
Это стало грандиозным провалом не только советской разведки, но и дипломатии. Восстановить работу лондонской резидентуры в полном объеме в КГБ так и не смогли до самого краха Советского Союза.
Вместо послесловия
Официальная история предателя на этом могла бы и закончиться. Но бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин, лишенный всех званий и наград в 2002 году за государственную измену и заочно приговоренный к длительному тюремному заключению, в своих мемуарах рассказывал, что тогдашний глава КГБ Юрий Андропов лично распорядился ликвидировать предателя Лялина, где бы тот ни находился. Так ли было на самом деле, или Олег Калугин придумал это для "красного словца", чтобы книга хорошо продавалась на Западе - этого мы никогда не узнаем.
Британские спецслужбы смогли спрятать перебежчиков, придумав им новую легенду, сменив документы и, возможно, внешность.
Информация о том, как сложилась жизнь предателя на берегах туманного Альбиона стала просачиваться только после того, как в 1995 году СМИ поведали о его смерти. Представители британских спецслужб отказались раскрывать подробности, сообщив только, что Олег Лялин тяжело болел.
Судьба отвела ему всего 57 лет жизни. По отрывочным упоминаниям в прессе, бывший разведчик так и не смог построить счастья после бегства на Запад. С Ириной Тепляковой они расписались, получили вид на жительство, но полноценную семью так и не создали. Возможно, всему виной стало непостоянство Лялина в личных отношениях. Вскоре они развелись.
Ему нравилось жить на широкую ногу, поэтому деньги, полученные от британской контрразведки, быстро закончились. Последние годы он доживал в тесной съёмной квартирке на окраине Лондона и уже не рассчитывал на успех...
Уже в наше время известный разведчик-нелегал Андрей Безруков, комментируя предательство совсем другого разведчика, Александра Потеева, высказал мысль, которая как нельзя лучше иллюстрирует последние годы жизни Олега Лялина:
Предательство, как язва: если она в тебе есть, она тебя съест. Нельзя сохранить какой-то эмоциональный баланс в жизни, когда понимаешь, что кого-то предал или убил... Он предал не только себя - он убил память своих родителей. Какие бы деньги ему ни платили... его жизни трудно завидовать. Он или сопьётся, или его просто тоска съест: просыпаться каждое утро и помнить о том, что ты сделал. Вы знаете, в ЦРУ и ФБР предательству очень рады, но к самим предателям отношение, как и везде, мерзкое...
Спасибо, что дочитали до конца.
________________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк)))