Это четвертая статья на канале о особенностях организации строительства, скоро будут еще на другие интересные темы. Желаю Вам успешной стройки!
Доброго времени суток, сразу хочу предупредить, что статья будет краткой, ибо много писать по этой теме просто нечего, но тем не менее тема эта важная и обойти стороной ее ни как нельзя. Итак, при покупке или аренде помещения, не важно каково его назначение будь то офис или производство, мы рекомендуем делать выбор с помощью компетентного консультанта по строительству именно он поможет Вам сделать правильный выбор, который с экономит Вам денег. Так на какие же расходы может попасть арендатор/покупатель? Начинаем загибать пальцы 1. Стяжка на полу, причем речь идет как о ее отсутствии так и о наличии, если стяжки нет, то тут все понятно, надо закладывать в бюджет расходы на ее устройство, а если стяжка есть, то тут немного слаженнее, особенно если у вас производственная площадка, необходимо убедится, что стяжку не придется переделывать, в противном случае уложенная плитка на бухтящую стяжку через несколько месяцев даст трещину и это не будет гарантийным случаем, переделывать придется за свой счет, а на производственной площадке это вообще грозит затруднением в работе предприятия, если будут разбиты пути передвижения погрузчиков. 2. Стены, точнее их кривизна, чем прямее будут черновые стены, тем меньше затраты на штукатурку, в моей практике бывали объекты, где стены были “винтом”, в итоге слой штукатурки не укладывался ни в какие СП, и приходилось делать фальшстену с закладными элементами под навесное оборудование 3. Вентиляция, обычно она бывает, если ее нет, то надо будет убедится в том, что ее в принципе возможно сделать, а именно есть помещения/площадки для размещения приточно-вытяжного оборудования, есть необходимые мощности для подогрева приточного воздуха, есть шахты и пространства по которым эти мощности (трубы или электрический кабель), можно доставить к приточной установке, и конечно же есть шахты и пространства для прокладки воздуховодов от установки до вашего помещения. Если же вентиляция есть, то надо убедится, а хватает ли ее расхода на ваше помещение, часто бывает такое, что арендатор хочет разместить на своей площади, к примеру 60 человек, а свежего воздуха есть только на 30. 4. Кондиционирование, в нашей стране эта опция перестала уже быть как дополнительная для комфорта, и фактически стала обязательным элементом и тут правила такие же как и для вентиляции, если системы нет, то надо убедится, что есть вся необходима инфраструктура для ее устройства, если система есть, то необходимо убедится, что мощности охлаждения будет достаточно для ваших нужд. 5. Отопление, тут конечно немного сложнее, если вентиляцию и кондиционирование еще хоть как то можно проверить укрупненными расчетами на “скорую руку”, то о теплопотерях здания можно только гадать, поэтому тут рекомендую в договор включить пункт о том, что арендодатель/продавец, гарантирует внутреннюю температуру не ниже нормируемой 6. Водопровод и канализация, тут неожиданностей меньше, но, если вы захотите иметь санузел подальше от стояка, будьте готовы к затратам на канализационные насосные установки. Немного иначе дело с канализацией обстоит с производством, тут надо убедится что в здании есть ввод производственной канализации, если нет, то вам придется ее создать, в противном случае, если вы будете производственные стоки сливать в хозбытовую канализацию, то нарветесь на штрафы от государственных органов в плоть до остановки предприятия. Особняком стоит вопрос приобретения старых зданий с последующей реконструкцией, где вам придется применить все существующие противопожарные нормы, и тут вам может не хватить диаметра ввода водопровода для нужд пожаротушения, соответственно вы попадаете на затраты, связанные с получением нового ТУ от вашего Водоканала, с последующей реализацией. 7. Электроснабжение, смело закладывайте бюджет на новое щитовое оборудование, так как ни один внутренний щит не будет соответствовать вашим нуждам, это данность. Стоит проверить, на сколько вам хватает выделенной мощности, в противном случае, вы попадете на перекладку кабеля от щитовой здания до вашего помещения, и неизвестно, какие сопутствующие работы придется выполнить при прокладке кабеля, так как он может проходить через территорию других арендаторов у которых уже выполнена отделка, или в земле от ТП, а то и вовсе, в здании не будет в принципе возможности дать вам необходимую мощность. 8. Противопожарные системы (АПС, СОУЭ, АУВПТ, ВПВ) – тут как с щитом электроснабжения, системы придется полностью адаптировать под ваши планировки и назначения помещений. Главное, что тут надо уточнить, у арендодателей часто бывает “своя” компания, которая делает адаптацию противопожарных систем, якобы потому что это правила здания и по-другому тут ни как нельзя, как правило ценник на такую адаптацию как крыло от самолета, поэтому, прежде чем подписать договора, уточните стоимость, а лучше включите ее сразу в договор. С инженерными и общестроительными работами, пожалуй, все, и есть еще один момент, который может повлиять на стоимость, это 9. логистика внутри объекта, а именно доставка материала до вашего помещения, может случится так, что лифт для подъема вам не дадут, так как он очень чистый, и разрешат пользоваться только эвакуационной лестничной клеткой и тут вы попадаете на стоимость подъема строительных материалов вручную, а так же на защиту лестничной клетки от повреждений, а поскольку даже по защищенной лестничной клетке поднять материал так, что бы совсем ничего не повредить, невозможно, то можно влететь на последующую отделку этого пути подъема, и еще не мало важный вопрос установки мусорного контейнера, об этом как правило думают в последнюю очередь, из практики, бывали объекты где физически не возможно было разместить контейнер, как правило это бывает в плотной застройке исторических центров городов, в таком случае приходилось размещать контейнер на соседней улице и таскать туда мусор в ручную, что тоже не лучшим образом сказывается на бюджете.
Конечно, идеальных помещений не бывает, но можно подготовится к различным сценариям, правильно заложить бюджет, или вовсе уберечь себя от фатального выбора. Я надеюсь, что эта статья Вам поможет!
Следующая статья будет посвящена Рабочей документации. Спасибо и удачной стройки!