Спелеология – увлекательнейшая, но очень опасная наука, посвящённая исследованиям гротов и пещер. Профессиональные спелеологи всегда гиперответственно относятся к каждому вхождению в подземное царство – имеют с собой необходимый запас еды и воды, постоянно маркируют маршрут, держат визуальную связь друг с другом и никогда не лезут в те места, где есть хоть малейшие сомнения, что именно там можно «заиметь проблем».
Но есть целая когорта спелеологов-любителей и отчаянных полупрофессионалов, которые пренебрегают хоть каким-то здравым смыслом, отчего нередко попадают в такие ситуации, когда для спасения горе-исследователей собирается огромное количество специалистов и техники.
В этом отношении история Джона Эдварда Джонсона – 26-тилетнего спелеолога-любителя, более чем показательна, ибо ни техника, ни участие команды из 137 человек не позволили ему выбраться из каменного мешка, куда он залез (!) добровольно, где и покинул Подлунный мир став олицетворением и воплощением неподдельного ужаса всех клаустрофобов.
Но обо всём, как говорят, по порядку.
Непростительная ошибка любителя
В 2009 году, вместе с братом и друзьями, спелеолог-любитель Джон Эдвард Джонс вошёл под своды пещеры Натти-Патти – гидротермальную полость в земной толще, что располагается в штате Юта, в США.
Прохождение сквозь пещеры нередко подразумевает продирание через узкие места. Но, чаще всего, все люди, проползающие через узкое место, прекрасно осведомлены о том, что в конце ждёт избавление от давящего каменного плена, ибо изначально, особо-сложные маршруты проходят профессионалы, которые досконально разведывают местность. Вот только Джон совершил непростительную ошибку – свернул не туда, отчего добровольно, вниз головой, полез совершенно не в тот лаз, который следовало.
Никакой возможности вернуться
Джонсон полз и полз вперёд, пока не почувствовал, что положение тела в пространстве изменилось, отчего он фактически углублялся в недра земли. В какой-то момент времени упор остался только на бёдра и пальцы, что отняло возможность вернуться «вперёд ногами» к изначальной точке маршрута – это было физически невозможно в виду положения в пространстве.
Оставалось только надеяться на лучшее – двигаться вперёд, в надежде, что весь этот ужас скоро кончится избавлением. Но в узкой щели, которую вы можете увидеть на условной схеме, размером всего 46 на 26 сантиметров, после очередного вдоха Джон понял, что окончательно застрял.
Попытки спасти спелеолога
Брат Джонса, стоявший у входа в лаз, после получасового отсутствия Джона понял, что что-то пошло не так. Обвязавшись страховкой, он отправился в лаз, где обнаружил своего ближайшего родственника, закупорившего собой узкий проход.
Первое, что предпринял родственник – этот попытался вытянуть Джонса обратно, схватив за ноги. Но эти неквалифицированные попытки только усугубили ситуацию, так как Джон ещё дальше проскользнул в лаз и принял ещё более опасное положение в каменном мешке.
Неудачная операция
Вызванные спасатели прибыли в течение нескольких часов. Но все 28 часов, что длилась уникальная спасательная операция, никто из 137 добровольцев и профессионалов так и не придумали эффективного способа, как вытащить спелеолога из ловушки.
Когда ситуация достигла точки отчаяния, кто-то предложил [изменить целостность ног], чтобы Джон имел хоть какой-то шанс на спасение. Но притворить предложение в жизнь не успели – организм застрявшего парня сдался после 28 часов борьбы – не выдержало сердце, которое упрямо закачивало кровь в верхнюю часть тела.
Останки доставать не стали – не смогли. Вместо этого залили опасный лаз тоннами бетона, навсегда законсервировав теперь уже нетленное тело в своём положении. Рядом с местом упокоения установили табличку – в память о Джоне Джонсоне и в назидание прочим спелеологам-любителям о том, что не стоит в порыве исследовательского запала залезать в те места, из которых можно не вернуться…
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «С миру по нитке», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.