Найти тему
Что могут короли...

Селим I VS Исмаил I: Чалдыранская битва султана и шаха (1514 г.).

Чалдыранская битва в мировой истории скорее всего незаслуженно несколько обделена вниманием, если речь выходит за рамки профессиональных исследователей, и вы не являетесь специалистом по истории Османской империи, ни по истории Сефевидов. Между тем противостояние шаха и султана имело далеко идущие последствия для дальнейшей судьбы Ближнего Востока.

Чалдыранская битва 1514 года, среди прочего, определила, что Сефевиды не станут вторгаться в Анатолию. Она закрепила основной шаблон османо-сефевидских отношений. Отношений напряженных, так как Османы в целом проведут следующие пару столетий в периодическом противостоянии с Сефевидами.

Селим I. Исмаил I.
Селим I. Исмаил I.

Наша история начинается в 1501 году, когда контроль над территориями современного Ирана перешел от тюркской племенной конфедерации, называвшейся Ак-Коюнлу («Белый баран»), к Сефевидам. Первые Сефевиды в общем-то были довольно миролюбивыми шейхами-суннитами, принадлежащими к суфийскому духовному ордену.

Позже же Сефевиды-шииты громко заявили о себе своей воинственностью и утверждением власти благодаря ревностно преданной группе тюркских воинов, известных как кызылбаши («красноголовые») по названию красного головного убора, который они носили (тадж-и хайдари или «корона хайдара» - названа так в честь одного из лидеров движения). Человеком, ответственным за преображение Сефевидов из суфийских полководцев в шахиншахи Ирана был Исмаил I (ум. 1524). По происхождению он был смешанных кровей, но вероятно преимущественно курдских.

Влияние шаха Исмаила I на мировую историю в целом огромно. Династия, которую он основал, была первой со времен арабских завоеваний VII века, которая внось определила территории Ирана как земли с особым историческим прошлым. Исмаила можно назвать отцом и современного иранского государства. Он также несет наибольшую ответственность за утверждение двунадесятного шиизма в качестве доминирующей ветви ислама в современном Иране.

Шах и его преемники приложили много усилий для обращения иранского населения в новую веру, в ряде случаях не чураясь принуждения непокорных. В этом смысле Сефевиды были совершенно не похожи на предыдущее крупное шиитское государственное формирование на Ближнем Востоке, Фатимидский халифат, занимавший территории Египта X-XII веков. Правители халифата не тратили время на попытки обратить в свою веру своих преимущественно суннитских подданных.

При этом личные религиозные воззрения Исмаила несколько неясны. При жизни он пропагандировал некоторые довольно радикальные и не свойственные исламу воззрения в своих сочинениях, которые сохранились и которые в основном написаны на ранней форме азербайджано-тюркского (более известного как азербайджанский) языка.

В своих стихах Исмаил утверждает, что в разное время он пережил реинкарнацию, что в прошлых жизнях именно он прожил в облике некоторых мифических доисламских героев Персии, что был потомком 11 имамов, Аль-Хидра (имя, добавленное последующими авторами к безымянному пророку, упомянутому в Коране), Иисусом, Александром Македонским и, возможно, Всевышним. Исмаил был весьма амбициозен...

Меж тем реинкарнация выходит за рамки того, что можно отнести к исламу. И это даже с учетом иногда широких исторических интерпретаций того, что считается или не считается относящимся к «исламским» традициям. Древнеперсидская мифология также не совсем совместима с исламом. А представление о том, что Исмаил и другие Сефевиды были потомками имамов, мягко говоря, маловероятно.

***

Взойдя на престол, нынешний шах Исмаил значительно расширил подконтрольную ему территорию, проведя успешную военную кампанию на востоке против узбекского государства Шейбанидов, правители которого были потомками Чингисхана. Как воинственный, экспансионистский шиитский лидер во главе преданного ему и могущественного тюркского войска, он быстро стал представлять серьезную угрозу для доминирующей тогда державы исламского мира - соседней Османской империи.

Османы скоро прочувствовали возрастающую угрозу, когда в 1511 году группа сторонников Сефевидов под предводительством человека по имени Шахкулу подняла восстание в восточной Анатолии. Оттоманскую империю в тот момент возглавлял преклонных лет султан Баязид II, который был довольно неэффективным правителем даже в расцвете жизненных сил.

В тот момент империя была охвачена гражданской войной между сыновьями Баязида, Селимом и Ахмедом – они боролись за место преемника отца. Именно Ахмед подавил восстание, когда его армия убила Шахкулу в битве в июле 1511 года. Но тогда же был убит и великий визирь Хадым Али-паша — самый видный сторонник Ахмеда в империи.

Баязид умер в 1512 году, и Селим (Селим I, или Селим Грозный, как его иногда называют) вышел победителем в гражданской войне. Новый султан решил сделать так, чтобы восстания подобного восстанию Шахкула больше никогда не повторилось. Он нашел муфтия, который объявил, что сефевидское учение находятся вне исламской традиции, чтобы устранить любое препятствие для будущего нападения на них. После этого Селим повел свою армию через Восточную Анатолию на Кавказ.

Сначала Исмаил определенно разумно отреагировал на новости о продвижении Османов. Он сделал то, что в будущем иранские правители возьмут за практику перед лицом османских нашествий: он отступил, выжигая земли. Потому армия Селима, двигавшаяся по труднопроходимой местности, вскоре оказалась дезориентирована и даже деморализована.

Но Исмаил не мог отступать вечно — его имидж не позволял ему остаться просто беглецом в такой ситуации. В конце концов, он видел себя Александром Македонским, а также всеми этими мифическими иранскими героями. Это и привело к просчету молодого шаха.

Армия Сефевидов встретилась с османами на поле боя у Чалдирана, на северо-востоке Ирана. Селим, стоявший во главе измотанной, испытывающей проблемы с продовольствием армией, вероятно должен был бы Исмаилу отправить благодарственное письмо, но конечно вряд ли так поступил.

Решившись на сражение, Исмаил объективно обрекал свою армию на поражение. Ведь несмотря на сложности османская армия была многочисленнее, лучше оснащена и (как оказалось) лучше руководима. Но в то время Сефевиды и их кызылбашские бойцы были необузданной и грозной силой в регионе.

Они были мало организованными, но истинно преданными воинами, фантастическими наездниками. Надо заметить, что войны до этого момента Исмаила добивались успеха во всех крупных сражениях, которые у них были, когда Исмаил был с ними на поле боя. Единственное крупное поражение от узбеков в битве при Гуждуване в 1512 году произошло без присутсвия Исмаила и после того, как большая часть кызылбашей покинула своего командира, которого они коллективно презирали. Так что на самом деле это не считалось проигрышем самого Исмаила.

Они, конечно, в тот день верили, что просто не могут проиграть.

Чалдыранская битва. Cелим I (вверху справа). Исмаил I на двух изображениях ниже - в бою и накануне битвы.
Чалдыранская битва. Cелим I (вверху справа). Исмаил I на двух изображениях ниже - в бою и накануне битвы.

Османы, как обычно, построили укрепления и разместили за ними свою артиллерию и тюфекч (османских мушкетеров). Сефевиды, согласно более поздним хроникам, имели возможность совершить быструю кавалерийскую атаку на османские позиции вместо того, чтобы самим заняться постройкой укрепления.

Если бы они это сделали, возможно, они смогли бы разгромить Османов и выиграть битву. Но Исмаил якобы решил, что победа в таких условиях была бы бесчестной. Сложно сказать, насколько точны такие данные. «Мы могли бы победить, но мы хотели быть честными» — это не редкость в текстах летописцев, описывающих проигрыш в битве. Но, с другой стороны, Исмаил, похоже, был тогда достаточно самоуверен, чтобы заботиться о том, как он одержит свои победы.

Был ли у Исмаила был шанс на победу? Кызылбаши начинают первую атаку уверено. Правый фланг иранской армии громит левое крыло османской, и их командир также погибает. Этот первый удар было настолько ощутимым, что Селим был решился прервать поход, опасаясь очень серьезному поражению, потере большое количество войном.

Но уже скоро османская армия приходит в себя. Пушки начинают работать. Они превратились в настоящий жесткий барьер, который уже не позволяет иранской армии проявить себя в полной мере. Османские янычары знали силу пороха.

Армия султана тогда была, возможно, лучшей в Европе и, бесспорно, наиболее в военном отношении крепкой на Ближнем Востоке. Это не было соревнованием на равных. Конные кызылбаши атаковали османские укрепления и были легко отброшены.

Кызылбаши были кавалерийской силой, которая выигрывала за счет скорости и маневренности. Силы Исмаила не использовали пороховое оружие, либо из-за какого-то неуместного чувства чести (опять-таки), либо потому, что они просто не могли им обзавестись.

Они решили попытаться обойти османские орудия с фланга, поэтому Османы передвинули свои орудия и снова отбросили нападение. Так продолжалось до тех пор, пока Сефевиды не понесли столько потерь, что им пришлось отступить.

Удача окончательно изменила Исмаилу. Командиры кызылбашей разворачиваются и отсупают... Сам молодой шах выживает с помощью нескольких кызылбашей. Селим победил. Но далее он неспешно продвигается вперед со своей армией - из-за страха быть попасть в западню. И все-таки входит в Тебриз несколько дней спустя.

***

С того момента проигрыша в битве Исмаил вернулся к практике выжигания земель, которую он использовал раньше. Османы фактически захватив столицу Сефевидов, Тебриз, не имели уверенных средств снабжения. Янычары потребовали отступления обратно в Анатолию.

Позже Сефевиды смогли вернуть свои утраченные территории на Кавказе, но они потеряли часть территорий современного северного Ирака из-за Османов. Они благоразумно отказались от любых планов на подготовку восстаний населения в Восточной Анатолии.

Селим, чьи восточные границы теперь был в безопасности, обратил свое внимание на юг и в 1516-1517 годах прервал верховенство 250-летней династии мамлюков, правивших в Сирии, Египте и Хиджазе. Присоединение Египта к Османской империи было огромным событием, но идеологически присоединение Мекки и Медины (и Иерусалима) было не менее важным.

Османы оказались наследниками как Римской империи, завоевавшей Константинополь, так и халифата, владевшего священными городами ислама.

Военный мемориал и музей Чалдырана. Гробницы павших в бою кызылбаши. Всего потерь османской армии прибизительно ок 2000 тысяч. Сефевиды потеряли около 5000 человек.
Военный мемориал и музей Чалдырана. Гробницы павших в бою кызылбаши. Всего потерь османской армии прибизительно ок 2000 тысяч. Сефевиды потеряли около 5000 человек.

Тем временем Исмаил сильно переживал после своего поражения. Если проследить историю Сефевидов, то можно увидеть реальное изменение властных отношений между шахом и кызылбашами до и после поражения при Чалдыране. Похоже, что Исмаил почти полностью отошел от общественной жизни и провел последние 10 лет (предположительно) в основном в состоянии алкогольной зависимости и/или депрессии.

Когда он умер в 1524 году, различные кызылбашские племена начали враждовать друг с другом за опеку над его сыном и наследником, Тахмасбом I, то есть за утверждение главенства того или иного лидера кызылбашей над правящей династией, что невозможно было бы представить до Чалдырана. В целом баланс власти между правителями Сефевидов и их тюркскими последователями оставалась спорным до конца существования династии.

Война между Сефевидами и Османской империей продолжалась до тех пор, пока в 1555 году не был заключен временный мир. Она через некоторое время возобновилась вновь, так что в этом смысле Чалдыранская битва не стала в свое время решающей. Но поражение Исмаила тогда определило границы экспансионистских планов шаха, установило приблизительное представление о том, где будет проходить граница между царством Сефевидов и Османской империей.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц