Найти в Дзене
Плёнки и винил

Советские шедевры и японские странности. Что смотрел и слушал в июле 2024-го

Оглавление

Как и каждый месяц, делюсь своими культурными впечатлениями: что смотрел и слушал, открыл нового. Надеюсь и вы, как всегда, найдёте для себя что-то интересное.

Кино

«Дом с кошкой-призраком» (1958). Кошка-демон мстит за своих хозяев спустя века. На удивление до сих пор гнетущая мистическая японская история, где переплетаются прошлое и настоящее.

«Секреты средней школы» (1958). Бурная и тревожная атмосфера молодёжных тусовок 50-х. Рок-н-ролл, полицейская операция под прикрытием для поиска торговцев наркотиками, потоки шуток, опасные гонки на автомобилях, безостановочное действие... Очень понравился.

«Туз пик» (1965). Итальянский шпионский боевик под Бонда, достаточно бодрый.

«Короткие встречи» (1967). Почти целиком состоящая из флэшбеков динамичная драма с Высоцким, просто переполняющим экран своим шармом при каждом появлении в кадре.

«Пассажир дождя» (1969). Стильный французский триллер. К героине вламывается насильник с чулком на голове. Она его застрелила и сбросила в море, но вот явился незнакомец и стал спрашивать, за что она убила человека. По ходу выясняются новые обстоятельства её семейной жизни и вообще всё оказывается не тем, чем казалось. Фильм циничен в изображении отношений между людьми и всё же оставляет светлое чувство.

«Долгие проводы» (1971). Диалоги как из пьес Чехова, кадры в духе картин Борисова-Мусатова. Тихий шедевр отечественного кинематографа, незатейливый по сюжету, но такой пронизывающий, если, конечно, есть желание проникаться этой абсурдной атмосферой вечной недосказанности.

«Семь шалей из жёлтого шелка» (1972). Настоящий клубок из загадок, убийств, любовных страстей, мистики в этом лихо закрученном джалло. За расследование берётся слепой музыкант, который ориентируется в мире по запахам. И подозреваемая пахнет кошкой, а на жертвах остаются необъяснимые царапины.

«Радио в эфире» (1979). Фильм сразу напомнил о Виме Вендерсе - он и мелькнул в титрах. Это сочетание немецкого нового кино 70-х (в первых кадрах видим кассеты Kraftwerk) и английской атмосферы постпанка. Роуд-муви о незадачливом рок-диджее, оказавшемся в трудной ситуации.

«Азия наносит ответный удар» (1983). Ранний, но уже чертовски впечатляющий эксперимент Сого Исии. Исследование духа протеста через тему психокинетических способностей и эстетику компьютерных игр под саундтрек из индастриала и панка.

«Зомби хард-рока» (1985). Ужасающая группа волосяного хэви-метала приезжает на концерт в городок, где все жители начинают превращаться в зомби, а один из них оказывается Гитлером. Бессвязный трэш, даже не особенно смешной, если бы не усилия переводчика.

-2

«В тени синей канальи» (1986). Отчётливо садомазохистский по эстетике фильм о насилии молодёжных банд в полицейской антиутопии, где вся история рассказана с помощью причудливо смонтированных сцен и закадрового голоса.

«1/2 человека» (1986). Документальный фильм о визите немецкой группы Einstürzende Neubauten в Японию, основанный на её выступлении в заброшенном здании некоего предприятия.

«Ловушка на луне» (1989). Заурядный космический триллер, тем не менее выглядящей как попытка скрестить Чужого (находка опасного древнего артефакта, который даёт жизнь роботу-убийце) и Стар трека (в основном за счёт прямых цитат и участия Уолтера Кенига).

«Операция "Мутанты"» (1993). Очередная лихая фантазия Элоя Иглесиа. Банда бестолковых уродцев промышляет убийствами и грабежами, чтобы отомстить обществу за отношение к себе. Они неуловимы именно потому, что их действия неразумны. А база у них на старом космическом корабле. В сюжете показана их очередная незадачливая операция: похищение богатой наследницы ради выкупа.

«Кира» (2003). Документальное кино, основанное на интервью с режиссёром Кирой Муратовой и людьми, знавшими её.

«Шпаликов: Людей теряют только раз...» (2005). Воспоминания о светлом и трагически ушедшем советском сценаристе и поэте.

«Куда ты идёшь, Аида?» (2020). Драматическая реконструкция событий, известных как «резня в Сребренице», к счастью, достаточно деликатная, не бьющая по нервам и не смакующая сцены насилия, но всё равно красноречивая. 

«Идеальные дни» (2023). Поздний Вендерс нравится мне далеко не весь, но это его новый безусловный шедевр с отличным саундтреком. Прекрасный медитативный фильм о хорошем человеке, скромном уборщике токийских туалетов.

-3

«Зона интересов» (2023). В Германии 40-х семья живёт в идиллии, во дворе веселятся дети, цветут кусты, вот только стена их сада одновременно является стеной Освенцима, и глава семейства исправно ходит туда на работу.

«Байкеры» (2023). Не очень сюжетно закрученный, но набитый действием рассказ о клубе байкеров 60-х от зарождения до деградации и превращения в ряд криминальных группировок. Прекрасно воссоздана эпоха и подобрана музыка.

Сериалы

Досматривал начатый в прошлом месяце оригинальный «Звёздный путь» (с сопутствующими полнометражными фильмами, фанатскими эпизодами и официальными аудиопостановками), однако нашёл время посмотреть и бельгийско-голландскую антиутопию «Аркадия» (2023) об обществе, где у всех есть социальный рейтинг, влияющий на уровень жизни. Начиналась интересно, но потом поскучнела, да и мир с его проблемами оказался не до конца прописанным.

И весьма понравилась добродушная французская комедия «НЛО» (2021), пародирующая теории заговора и ностальгически помещённая в весёлые 70-е.

-4

Музыка

Продолжил начатое в прошлом месяце переслушивание дискографий Ozric Tentacles и Stereolab со всеми их притоками и рукавами и добавил к ним всё творчество Джейн Уивер (впервые знакомлюсь так подробно и весьма нравится) и Porcupine Tree (ранние альбомы просто шик, полное ощущение 70-х в традициях «Пинк флойд» и «Хоквинд», хотя и не такое хитовое, а потом начинается что-то не то).