Выходные прошли не слишком весело.
Всю субботу пролежала пластом с простудой, спасибо кондиционерам.
Зато посмотрела несколько старых советских фильмов с подачи Ютуба.
Один из них - «Хотите – любите, хотите-нет» 1988 года.
Фильм заявлен, как «драма», значит, закономерно в нем есть «треугольник Карпмана» (жертва – избавитель – преследователь).
Алексей Булдаков (Артем) играет как будто самого себя. Сильный, молодой мужчина «в самом расцвете сил», имеющий в анамнезе жену и ребенка, живущий в общаге и страдающий бытовым пьянством.
В этом «треугольнике Карпмана» он – жертва.
Его "спасает" от алкоголя и выходок бывшей жены «избавитель» – мать-одиночка Катерина, не утратившая девичьей стати и некоторой свежести, которая отчаянно бросается всей худенькой тушкой на амбразуру выволакивания его из грязи и превращения в князи. Играет ее актриса Нийоле Ожелите, мне лично она мало знакома по фильмам.
Взрослые люди ведут себя, как подростки.
Она выливает его вино, когда он уходит в запой; встречается с бывшей женой, чтобы уладить его проблемы; стыдится встреч на снятой им по часам квартире. Дома привычно разгоняет собутыльников отца.
Очевидно, что «мать» усыновила взрослого дядьку и воспитывает! Но это сейчас смешно, а тогда было – в порядке вещей.
Мы тебя как возьмем да как переделаем! А то ишь – взял моду выбиваться из колеи! Недаром «бывшая» интересуется у Катерины: «В партком пойдешь»?
Да, были такие методы – вызовут на собрание коллектива, залезут под кожу и вывернут наизнанку на потеху всем сослуживцам.
Сейчас это делают хейтеры в соцсетях, а тогда – пожалуйста, в режиме онлайн, смотри, наслаждайся, мой кости сколько влезет! А ты, редиска, стой и обтекай перевоспитывайся!
«Преследователь» в этом треугольнике – дочь главной героини Светка, которая нетерпима к Артему-Булдакову, дерзит матери по каждому поводу, тянет финансы,канючит и выпрашивает дорогие шмотки.
Но по сути она незлая и местами адекватная.
На отчаянные возражения матери, что это ее квартира и она имеет право жить так, как считает нужным, дочь невозмутимо отвечает, что квартиру «дали» им двоим и их права равны.
Вот тут уже и проклюнулись ростки «лихих девяностых». Видны уши рыночной экономики, циничности, дерзости, вседозволенности и потребительства.
Моральные железобетонные советские устои рушатся и потихонечку сливаются в канализацию.
Начинаются робкие попытки приправить фильм щепоткой эротики. В сценах, где работницы смывают после смены в душе грязь и мазут, зрители могут полюбоваться их молодыми рабочими грудями. Зачем?
Конечно, для рейтинга, хотя тогда такого слова не употребляли. Проще говорили - для привлечения зрителя, окупаемости и прибыли.
Помните «Маленькую Веру», которая ворвалась на экраны в том же 1988 году? Какой фурор произвел фильм из-за эротических сцен и сколько бабла срубили создатели?
Вот-вот, а не вот это вот все...Но тогда бы сказали – это всего-навсего замысел режиссера, чтобы отразить правду жизни без прикрас. И не выдумывайте. Мы не ради денег, а за идею. (Ага, верим, аплодируем).
Дочь пытается развести мать с любовником (фу, какое слово! Катерина предпочитает «друг, с которым мы решили пожениться»).
Катерина наоборот – пытается свести мать (строгую бабку играет Галина Макарова, тоже как будто с себя срисовала) с ее отцом, с которым та не живет полжизни. Зачем? А затем - мать в деревне, если умрет – дочь и не узнает.
А тут – дед приглядит. Но бабка – вообще скала. Скажет – как отрежет. Идите все в баню. Мне одной в кайф, без вашего табора.
По нескольку дней валяется больная – и молчок, а то понаедут стонать да мозг выносить!
У нее вообще другая картинка мира, та, из ее древней молодости. Вполне упитанной щекастой внучке рекомендует приехать к ней в деревню на откорм, ибо «слишком худенькая». Артема-Булдакова сразу видит насквозь и предупреждает дочь, что ничего хорошего из него не выйдет. (Бабулька тоже своего рода латентный преследователь, но пока ее это не касается – она на паузе).
«Хотите-любите, хотите-нет»-парирует дочь, надевая хомут на шею.
Утопия советских времен: перекроить взрослого дядьку-алкоголика в трезвенника – я смогу! Это та, предыдущая, не смогла, а я – другая, я его сильно-сильно люблю, у меня он будет светлым человеком! Мы пройдем по жизни рука об руку и он станет прекрасным мужем, семьянином и отцом наших детей! (и нимб над головой, ага). Истинная дочь отца-выпивохи.
Ха-ха-ха, держи карман шире. Много лет спустя все-таки пришло понимание, что алкаши – больные люди и вылечиваются только тогда, когда сами этого захотят. Причем не самостоятельно, а с помощью группы специально обученных товарищей (тоже, кстати, часто любителей прибухнуть или из «бывших»). Но, как правило, все возвращается спустя какое-то время. Человек целенаправленно ищет повод выпить, сам разжигает конфликт, а потом «запивает горе горькое».
В общем, финал для нас создатели фильма сделали открытым.
Если основные действия происходили зимой, то в финале мы видим главную героиню в летнем платье, спешащую куда-то «летящей походкой». В профком ли бежит, схватить ли за горло очередного обидчика «сыночка» или просто за хлебом – история умалчивает.
Честно говоря – не люблю в фильмах открытые финалы. Такое впечатление, что автор сам заблудился в своих фантазиях и уже не может понять – куда этот лабиринт событий должен вывести в конце концов.
А, и так сойдет. Пусть сами че-нибудь придумают, они ж все умные. А я заколебался. Пойду гонорар получу, пошью костюм «с искрой» – и в Ялту!
Я не верю в счастливый финал этой любовной истории главных героев. Окружение Артема-Булдакова, его привычный образ жизни среди таких же пьющих работяг и тяга к спиртному на одной чаше весов и малознакомая женщина, которая хочет все и сразу – что перевесит? Правильно, не она.
А если он останется в этой тусовке с Катей, бабкой, дочкой и дедом, то продолжится калейдоскоп «треугольника Карпмана»-все будут крутиться-вертеться, меняясь ролями и мотая друг другу нервы. А что, зато не скучно!
Есть другое мнение? Делитесь в комментариях, очень интересно.
Кстати, заметили аналогию с фильмом «Москва слезам не верит»? Та же хрень, но в другой руке. Тот же алкаш в общаге, только не Гоша, а Артем. Та же Катерина, подобравшая невесть кого и притащившая в свою размеренную жизнь, а то скучно. Та же дочь, только не Александра, а Светка. И сюжет тот же, и финал виден за три километра.
Виден, но не главной героине, у нее «отношения», отстаньте все и подержите полотенчик в сторонке. Она позже приползет - слезы проливать и сопли размазывать, когда переедет в статус жертвы, а любимый махнет хвостом где-то там, за горизонтом.
В следующей статье обсудим фильм «Сцены из семейной жизни», а также в одном из последующих постов - «диванную психологию» нашей молодости.
Спасибо за прочтение, приходите еще!