Доброго тебе дня/вечера/ночи. Концепция серой морали в искусстве достаточно любопытна. Где та грань между добром и злом, в чём разница между плохим поступком и праведным, чем отличаются герой и злодей — все эти вопросы заставляют зрителей/читателей/игроков думать и переоценивать свои взгляды на мир. Это по-своему круто и смотрится свежо на фоне традиционных историй о борьбе Бобра с Ослом.
Проблема в том, что в последние годы якобы «серых» сюжетов уж очень много и эта тема стала чуть ли не вторичной. Хотя по большому счёту это обычные истории про героизм и превозмогание, но с парой сомнительных поступков, как в Call of Duty, или с пьянством, сквернословием и случайными сексуальными связями, как в «Ведьмаке». И чтобы действительно увидеть качественно исследование человеческой природы, надо покопаться и вернуться чуть назад во времени. Например, к фильму Дэвида Эйра «Тренировочный день».
В основе своей это криминальный триллер, раскрывающий актуальную в начале нулевых в США тему коррумпированности полиции. Бывалый и многогранный детектив из отдела по борьбе с наркотиками Алонзо Харрис получает в напарники новичка Джейка Хойта, который молод, свеж и верит в благородство выбранной им профессии. Последнему за один день предстоит понять, как на самом деле работает окружающий мир.
«Тренировочный день» является редким примером того, когда в криминальной истории ты хвалишь в первую очередь сценарий, а не только качество экшена и атмосферу. Дэвид Эйр действительно с умом подошёл к раскрытию выбранной им темы через столкновение максимально похожих, но в то же время разных персонажей.
Джейк Хойт в исполнении молодого Итана Хоука — типичный салага, который мечтает служить обществу и защищать невинных. Весь такой вежливый, инициативный семьянин, который и в беде не бросит, и лишнего не спросит. Он безусловно приятный чувак, у которого есть и навыки, и желание для того, чтобы помогать людям. Вот только способен ли Джейк что-то изменить?
И будто бы для того, чтобы это проверить, судьба сталкивает его и Алонзо Харрисом, который по началу кажется полной противоположностью главного героя. Это харизматичный, яркий, взрывного характера мужик, способный проламывать лбом стены, чтобы сделать дело. Он кладёт болт на чужие свободы, несчастья и комфорт, ибо у него есть цель, оправдывающая любые средства. Алонзо — герой своей истории.
Вот только по факту он ни хрена не герой, ибо является грязным копом и замешан не только в схемах со своими коллегами и начальниками, но и в связях с бандами. Благосостояние и выживание уже давно стали для Алонзо намного более важными вещами, чем помощь людям. Ему уже плевать, кого нужно подставить и закопать, ведь цель оправдывает средства.
Казалось бы, история очевидно посвящена двум диаметрально противоположным людям, на 100 % хорошему и на 100 % плохому, так ведь? А вот ни хера подобного. И начать здесь стоит как раз с Алонзо, ибо его неоднозначность зиждется на двух столпах. Во-первых, взаимодействия с правильным и благородным новичком Хойтом пробуждают приятные воспоминания в Харрисе. Моменты его спокойного молчания или одобрения поступков Джейка говорят о том, что когда-то Алонзо был таким же молодым, лихим и верящим в добро. Но в один момент он повернул не туда и понеслось.
Причём параллель этого рубикона есть в истории фильма. Та сцена, где на Джейка хотят повесить убийство наркодилера — это оно. Именно здесь определяется, на какую же дорожку встанет герой. Зритель видит, что Хойт сопротивляется, ему не хочется быть преступником, волком в овечьей шкуре. Он не перешёл грань, а вот Алонзо в своё время сделать такой выбор не смог или не захотел.
Вторым же столпом является феноменальный во всех отношениях кастинг. Роль Алонзо Харриса будто была создана на небесах, и ангелы ждали, когда за ней придёт Дензел Вашингтон. Обволакивающая, влюбляющая в актёра харизма и хорошая репутация по жизни заставляют зрителя искать хорошее даже в персонаже, являющемся злодеем и убийцей. Благодаря мудрости и авторитетности Дензел всегда подходил на роли отцов и наставников. В «Тренировочном дне» это амплуа он тоже примеряет на себя, воспитывая ребёнка с персонажем Евы Мендес и показывая криминальный мир Джейку Хойту. Эта отцовская аура является ещё одним прекрасным способом замаскировать гниль, скрытую в человеческой душе. Потрясающий симбиоз актёра и образа, в своё время абсолютно заслуженно заработавший Дензелу Вашингтону «Оскар».
Неоднозначность же Джейка Хойта раскрывается ближе к концу фильма. Он оказывается в ситуации, где необходимо действовать. Творится несправедливость, да и его семья в опасности из-за Алонзо. Вот только доказательств на руках нет, закон не на стороне героя. И Джейк берёт ситуацию в свои руки, бросая вызов своим же принципам. Он силой отбирает у Харриса деньги, чтобы тот лишился возможности расплатиться с бандитами и чтобы те его замочили. И план сработал, справедливость восторжествовала… Но какой ценой? Ведь Хойт по сути чужими руками убил человека, тем более копа. Заслужил ли место в аду хороший человек таким плохим поступком?
Вот так надо говорить о серой морали. Задавая сложные вопросы, но не давая однозначных ответов. Раскрывая в обе стороны приятных и отвратительных персонажей. Идя до конца в идейном плане, а не соглашаясь на полумеры, дабы никого не напугать и не оскорбить. Поэтому сюжеты, подобные «Тренировочному дню», помнят до сих пор, а прочие забудутся через год-другой.
Автор текста: Павел Широков
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал ↩ — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.