Я не так часто пишу про фильмы, особенно про фильмы о Второй мировой, так как экспертов и «экспертов» по теме слишком много. Однако я не так давно пересматривал фильм «Мост слишком далеко», считающийся классикой британской кинематографии, и поймал себя на занятной мысли. Если бы у нас сняли фильм со схожим сюжетом, то его автора тут же обвинили бы в лютейшей антисоветчине.
Если кто не в курсе, фильм посвящен одной из довольно бесславных для британской военной истории страниц — операции «Маркет Гарден» в 1944 году. Её задумка была дерзкой и смелой — с помощью парашютистов захватить мосты в Голландии, которые открывали прямой путь на Берлин и, как считалось, были защищены лишь тыловыми подразделениями. Уже перед самой операцией появились данные фоторазведки и голландских бойцов сопротивления, что на самом деле там расположены танковые подразделения немцев, но им не поверили.
В результате случился акт довольно бессмысленного геройства. Более 30 000 десантников, большая часть из которых были британцами, высадились у мостов и попытались их захватить. Однако вместо «детей и стариков, защищающих мосты», парашютистам пришлось сражаться с элитными частями СС. Кроме того, маршал Монтгомери, придумавший операцию, не учел того, что у десанта будет мало тяжелого вооружения и средств передвижения, что пригодные для высадки участки будут в более чем десяти километрах от цели. А те, кто задумку Монти превратил в план операции решили не обращать внимания на эти мелочи. Кроме этих явных просчетов, подвела еще и связь, так как многие радиостанции при десантировании вышли из строя. Тем не менее большая часть мостов была захвачена, а парашютисты стали ждать, когда британские бронетанковые силы прорвутся к ним.
Вся операция должна была продлиться всего 3 дня, однако затянулась более чем на неделю. Сказалось опять шапкозакидательское отношение планировщиков — наступление из Бельгии можно было вести фактически по одной трассе, которую немецкие силы, вопреки ожиданию, все же прикрыли из-за чего дерзкий прорыв превратился в медленное проламывание обороны. В результате, самопожертвование десантников оказалось напрасным — их отгонят от моста через Рейн в Арнеме, который был главной целью операции, заставят бросить многих раненых и отступить.
Все это очень дотошно и прямо показано в фильме, где акцентируется внимание на всех явных ошибках при проведении операции. Зрителю специально показывают, что все это геройство напрасно, бессмысленно, так как офицеры допустили грубые ошибки при планировании. Более того, в фильме еще не раз звучат не самые лестные характеристики в адрес Монтгомери, командовавшего всеми британскими силами и разработавшего план операции. Да и заканчивается он сценой совершенно негероического пленения раненых британских парашютистов.
Наверное, самая сильная для меня сцена фильма и апофеоз вот этой главной мысли — это сброс десантникам контейнеров с помощью, когда уже стало ясно, что операция катится к черту и скоро всех их перебьют. Вместо ожидаемых медикаментов и оружия в контейнерах оказываются красные десантные береты… Черный британский юмор в этом фильме был как нельзя более уместен.
— Хэнкок. Надо мной смеялись сумасшедшие, вышедшие из леса. Мой первоначальный план провалился, поскольку джипы не прибыли. Мои коммуникации полностью нарушены из-за поломки радио. Вы действительно верите, что чашка чая может что-то из этого исправить?
— Но не навредит же, сэр.»
На западе фильм сорвал фурор у зрителя и прохладную встречу у критиков, которым не зашел трехчасовой хронометраж. Звездный каст актеров работал за символический гонорар, так как многие хотели приложить руку к этому фильму. И вот это-то для меня и поразительно. У нас бы такой фильм с говном смешали еще на стадии его съемки, объявив режиссера врагом народа и оскорбителем ветеранов. В советских фильмах командование всегда показывали с лучшей стороны, подчеркивая достижения и ретушируя ошибки. В постперестроечном кино маятник качнулся в обратную сторону. Хочется уже чтобы колебания маятника восприятия той войны, как у режиссеров, так и зрителей, наконец остановились где-то посередине: что было как хорошее, так и плохое. Но мечты, мечты.
Автор текста: Владимир Герасименко
Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Также подписывайтесь на наш телеграмм-канал — только здесь, технично, информативно и с юмором об IT, технике и электронике. Будет интересно.