В статье, что опубликована в журнале Biology Letters, рассказывается, как шмели решали задачи, имея неполную информацию. Исследовательница из Шотландии адаптировала для насекомых эксперимент с парой чашек, который успешно проходят люди и человекообразные обезьяны.
Вместо чашек с наградой исследовательница Джема Мартин-Ордас использовала бумажные полоски, пропитанные водой или сахарным раствором. Во всех экспериментах шмелей по одному помещали в пластиковую трубку длиной 11–14 сантиметров, где они могли свободно перемещаться. На одном конце этой трубки были отверстия, через которые можно было просовывать бумажные полосы.
Джема Мартин-Ордас пришла к выводу, что во всех экспериментах с полосками шмели действительно опирались на логику, и исключали маловероятные альтернативные варианты, чтобы выбрать правильный. Шмели не просто избегали полоски без сахарозы или выбирали случайно между оставшимися, а сосредотачивались на конкретной паре, о которой уже что-то знали – и в большинстве случаев делали верный выбор. И, поскольку на этапе выбора шмели не получали вознаграждения, но при этом часто совершали верный выбор с первой же попытки, результаты нельзя объяснить обучением.
Ученые также отмечают, что: «Ориентируясь в своем физическом мире, пчелы и шмели сталкиваются с ситуациями, когда информация, необходимая для принятия решения, может быть неполной или отсутствовать вовсе. Например, решая, стоит ли посещать цветок, они могут сделать вывод, что если на цветке нет запаховых меток, то в нем вполне может содержаться нектар.
Шмели выбирают правильный вариант, исключая альтернативные, что дополняет предыдущие данные, свидетельствующие об их сложных когнитивных способностях».
А что Вы думаете о проделанном эксперименте? Делитесь мнением в комментариях.
Автор: Валерия Тутаева.