Зайдем с глубины. Многие живые существа играют. В игре они не только расходуют лишнюю энергию, но и тренируют важные для выживания навыки. Так игры котят про нападение из укрытия, борьбу, ловлю быстрых объектов - всё что поможет выживать среди других котов и ловить больше мышей.
Для человека игра становится инструментом развития и постоянно меняется по мере взросления. Совсем малыши увлечены простыми свойствами предметов: звук погремушки, вес мяча и как он падает и прыгает и т.д. Позднее в игры всё больше добавляется воображение, другие люди, роли и правила. Игра всегда сопряжена с познанием и эмоциями, реакцией участников или наблюдающих родителей. Познание не только окружающего мира, но и себя и своих возможностей в нем. Игра источник, как и новых эмоций, так и возможность по-другому прожить старые или сильные эмоции недоступные для отреагирования в жизни. Игры с другими людьми дают возможность улучшать свои социальные навыки.
Вернёмся к компьютерным играм. Они также могут давать много ценного для игрока. Помимо простого удовольствия игра может давать всё тоже познание себя в разных ролях и являться источником сильных эмоций или пространством для их отреагирования.
Что дают компьютерные игры.
Такие игры это за редкими исключениями хорошо разработанный продукт команды программистов, дизайнеров и т. д. То есть они сделаны так, что в них хочется играть.
Сами игры выглядят привлекательно и интересно. Также продуман игровой процесс, то есть, то что игрок может в игре делать, его возможный путь развития. Кроме того, многие игры предлагают продуманный сюжет со множеством героев с которыми хочется себя ассоциировать и захватывающую историю с интересными поворотами. Мир игры может быть таким проработанным, что фанаты создают сайты, посвященные подробным разборам истории и устройству мира.
Компьютерные игры дают редкий в нашей жизни баланс между "слишком легко и скучно" и "слишком сложно и невыполнимо". Позволяя легко входить во многими желаемое состояние потока. Отдельная категория в данном вопросе это намеренно трудные для прохождения игры, которые цепляют игроков своей сложностью и возможностью получать редкие достижения.
Большую популярность получили онлайн игры с другими людьми.
Помимо всех вышеперечисленных плюсов, они дают возможность создавать персонажа, соревноваться и объединяться с другими игроками. Создание персонажа для кого-то просто приятный элемент игры, но есть и пользователи в серьёз увлечённые отыгрышем роли персонажа в сети. Им нравится писать сообщения из роли в чатах, подбирать аутентичный внешний вид и модель поведения, разыгрывать с другими игроками сюжеты.
Прокачка персонажа - неотъемлемая часть любой РПГ, также привлекательна сама по себе. Есть много удовольствия в том, чтобы делать своего персонажа лучше и сильнее, и побеждать им всё более сильных боссов. Люди часто вкладывают эмоциональные инвестиции в разные вещи. У кого-то это растения на грядке или подоконнике, для кого-то это домашний питомец или машина. Пускай персонаж чисто виртуальный, но имеет такую же ценность, как и реальные вещи, потому что туда вложены реальные эмоции, и он воспринимается как часть себя.
Компьютерные игры, как и книги и фильмы дают одну очень ценную возможность в современном мире. А именно эскапизм. Возможность уйти от проблем, которые не можешь изменить, в фантастический мир где всё по плечу и приключения так увлекательны. На это работает продуманный игровой мир (история мира и тех, кто его населяет, законы мироздания, работающие в нём, загадочные вещи, мотивирующие придумывать свои теории и объяснения) и большое количество активностей доступных в игре (развитие персонажа, прохождение истории, совместные испытания с другими игроками, соревновательные битвы, поиск редких предметов).
Эта публикация может считаться вводной и общей. В перспективе можно рассмотреть, негативные стороны и аддиктивность компьютерных игр; рассмотреть разные жанры и их психологические особенности; механизмы, которыми разработчики мотивируют игроков проводить больше времени в игре. Отдельно рассмотреть игру как явление в целом, или же явление эскапизма.
Автор: Гладышев Михаил Юрьевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru