Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как сделать Я сильным

Оглавление

Photo by Jonathan Borba

Я формируется при взаимодействии нас с внешним миром.

Но мы не родились с нашим Я. При рождении у младенца есть только Оно, его еще называют наше Бессознательное или Ид.

Наше Я, его еще называют Эго отвечает за наше приспособление к миру, оно старается удовлетворить наши влечения, исходящие из Оно. Но при этом сделать это максимально приемлемым для социума образом.

Я - это граница между нашим внутренним психическим миром и внешним реальным.

Я – это как кожа для тела. Есть такое понятие Я - кожа.

Вначале у ребенка нет различия между внутренним и внешним, все есть продолжение его. Будь то материнская грудь, одеялко, его пальчики.

Мама на начальных этапах выполняет функцию вспомогательного Я, психики для ребенка. Она должна быть постоянно рядом, понимать его потребности буквально интуитивно. Он пока абсолютно беспомощен. Он погибнет без ухода, без других.

Как младенец считывает присутствие внешнего?

Ребенок начинает чувствовать, что кроме его и мамы есть что-то еще - внешний мир. Внешнее начинает возникать примерно в 1,5 - 3 месяца. В это время младенец начинает осознавать внешний мир.

Когда мама кормит его, она думает не только о нем, но и о своем муже, о том, что приготовить на обед. И ребенок как-то чувствует, что сейчас она с ним не на 100 процентов, а на 80. Так он постепенно начинает узнавать о реальном внешнем мире.

-2

Photo by Kelly Sikkema

Младенец беспомощен, он нуждается в постоянном уходе другого. Вначале он не может ждать, он кричит, требует, ищет губами мамин сосок, открывается ее заботе. Мать сонастроена с ребенком. Еще до его рождения она фантазирует о нем, она уже на том этапе связывает свое либидо с ним, вкладывает свое влечение в него.

И чем больше она понимает потребности младенца, угадывает, выполняет их, тем больше ребенок будет узнавать про себя.

Важность первичных объектных отношений

При рождении в младенце природой заложен потенциал, но он может развиться только с помощью другого.

Наши желания становятся понятными нам лишь в момент их удовлетворения.Если ребенок хочет есть, а мама его укачивает, то часть его Я в этот момент умирает.

Я - это как корка нашего Бессознательного или Оно. Она нарастает при взаимодействии с внешним миром, с первичными объектами (мама, папа, бабушки. Все окружение в первые годы жизни).

-3

Photo by Kadyn Pierce

Первый год развития критически важен, тогда формируется наше Я, и его качество напрямую зависит от того, что нам говорили наши близкие, как они себя вели с нами, какие послания подавали нам.

Когда мама смотрит на младенца и улыбается, он ей нравится, она его гладит, купает, разговаривает с ним, показывает ему вербально, телесно, что он хороший, здорово, что он есть.

Это знание о нем закрепляется в его Я. Он будет чувствовать себя хорошим. Если мама обнимала, гладила ребенка и говорила, какие у него ножки, ручки, животик, то только в этот момент он узнает, что у него все это есть и хорошо это или нет зависит от интонации мамы, от ее либидо, направленного на него.

Мама своей любовью, своим либидо связывает психическую энергию ребенка, она помогает ему ее понять свои желания, о себе, связать через слова.

Связанная энергия - это когда мы это понимаем, чувствуем, можем об этом рассказать. А значит и что-то с этим сделать, понять свою потребность, удовлетворить ее.

Photo by Thiago Cerqueira

Сила, гибкость, развитость Я ребенка напрямую зависит от качества взаимодействия его со своими первичными объектами.

Они должны быть достаточно хорошими. Это значит, они должны максимально точно чувствовать, удовлетворять потребности ребенка: кормить, его, когда он голоден, разговаривать с ним, любить его, показывать всячески это интонацией, поглаживаниями, вниманием.

На первых месяцах ребенок почти не может ждать, он требует сиюминутного удовлетворения, если мама спокойна, не впадает в истерику с ним, когда он кричит, называет его чувства, кормит, то он через это формирует доверие к миру, принятие своих эмоций.

Через такие вот, казалось бы, крошечные шаги, взаимодействия мамы с ребенком формируется его представление о мире, о себе.

Если ребенок не получил опыт таких отношений с близкими, то он это добирает в психотерапии.

Автор: Юлия Бикинеева
Психолог, Супервизор, Психоаналитический подход

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru