Рассказываем о первом министре путей сообщения и железнодорожной столице страны
Небольшую станцию Любань между Москвой и Санкт-Петербургом когда-то называли железнодорожной столицей России. И хотя сегодня об этом мало кто помнит, там до сих пор находится единственный в РФ железнодорожный храм, где покоится первый глава Министерства путей сообщения Российской империи Павел Мельников.
Профессор и дамба
Родился будущий министр в 1804-м в Москве. Окончив Институт Корпуса инженеров путей сообщения, начал там же преподавать и вскоре стал профессором.
До своего увлечения железными дорогами Мельников работал над семикилометровой дамбой, призванной защитить Динабургскую крепость в Даугавпилсе от наводнений, а также участвовал в возведении купола для Троицкого собора в Петербурге.
Сторонник прогресса
Но главным делом его жизни стали железные дороги. В 1935 году Павел Петрович написал о них книгу, которая заинтересовала Николая I. Также Мельников активно выступал за строительство чугунки между Петербургом и Царским Селом.
Для того чтобы продолжать развитие железнодорожного и паровозного дела в стране, Павел Петрович отправился изучать сначала европейский опыт, а затем и американский. После длительного путешествия будущий министр написал научное исследование, где объяснил, насколько выгодным для государства будет появление магистрали от Петербурга до Москвы.
Министр-строитель
Для создания проекта дороги учредили Межведомственную комиссию, куда вошёл и Мельников. А после Указа императора о начале строительства Павел Петрович стал начальником Северной дирекции. Но во время возведения магистрали Мельников был не просто руководителем. Он активно участвовал в процессе, вникая во все детали, и даже водил локомотив.
В 1862-м Павел Петрович стал и. о., а чуть позже и самим главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Когда в 1865-м появилось Министерство путей сообщения, Мельников возглавил новое ведомство.
За годы его нахождения у власти в стране появилось почти 4700 километров путей, вовсю производили рельсы, локомотивы и другой подвижной состав. Он участвовал в открытии Коломенского паровозостроительного завода и создал первое российское училище для железнодорожников в Ельце. В 1867 году начались богослужения в любанском храме Петра и Павла, возведённом на деньги Мельникова по проекту Константина Тона.
Последняя станция
Уйдя в отставку в апреле 1869-го, Павел Петрович поселился в Любани, построил там несколько общественных учреждений и завещал им свои накопления. После смерти в 1880 году его похоронили в любанской церкви.
В 1917 году храм закрыли, а в Великую Отечественную войну он сильно пострадал от вражеского снаряда. Восстановили церковь только в конце прошлого века. Прах Мельникова в 1954 году перезахоронили в привокзальном сквере, где в 1955-м установили его бронзовый бюст. В 2000-м останки вернули в храм.