Найти тему

Железнодорожный министр Павел Мельников

Оглавление

Рассказываем о первом министре путей сообщения и железнодорожной столице страны

Небольшую станцию Любань между Москвой и Санкт-Петербургом когда-то называли железнодорожной столицей России. И хотя сегодня об этом мало кто помнит, там до сих пор находится единственный в РФ железнодорожный храм, где покоится первый глава Министерства путей сообщения Российской империи Павел Мельников.

Профессор и дамба

Родился будущий министр в 1804-м в Москве. Окончив Институт Корпуса инженеров путей сообщения, начал там же преподавать и вскоре стал профессором.

-2

До своего увлечения железными дорогами Мельников работал над семикилометровой дамбой, призванной защитить Динабургскую крепость в Даугавпилсе от наводнений, а также участвовал в возведении купола для Троицкого собора в Петербурге.

Сторонник прогресса

Но главным делом его жизни стали железные дороги. В 1935 году Павел Петрович написал о них книгу, которая заинтересовала Николая I. Также Мельников активно выступал за строительство чугунки между Петербургом и Царским Селом.

Портрет императора Николая I
Портрет императора Николая I

Для того чтобы продолжать развитие железнодорожного и паровозного дела в стране, Павел Петрович отправился изучать сначала европейский опыт, а затем и американский. После длительного путешествия будущий министр написал научное исследование, где объяснил, насколько выгодным для государства будет появление магистрали от Петербурга до Москвы.

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837 год
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837 год

Министр-строитель

Для создания проекта дороги учредили Межведомственную комиссию, куда вошёл и Мельников. А после Указа императора о начале строительства Павел Петрович стал начальником Северной дирекции. Но во время возведения магистрали Мельников был не просто руководителем. Он активно участвовал в процессе, вникая во все детали, и даже водил локомотив.

В 1862-м Павел Петрович стал и. о., а чуть позже и самим главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Когда в 1865-м появилось Министерство путей сообщения, Мельников возглавил новое ведомство.

За годы его нахождения у власти в стране появилось почти 4700 километров путей, вовсю производили рельсы, локомотивы и другой подвижной состав. Он участвовал в открытии Коломенского паровозостроительного завода и создал первое российское училище для железнодорожников в Ельце. В 1867 году начались богослужения в любанском храме Петра и Павла, возведённом на деньги Мельникова по проекту Константина Тона.

Последняя станция

Уйдя в отставку в апреле 1869-го, Павел Петрович поселился в Любани, построил там несколько общественных учреждений и завещал им свои накопления. После смерти в 1880 году его похоронили в любанской церкви.

В 1917 году храм закрыли, а в Великую Отечественную войну он сильно пострадал от вражеского снаряда. Восстановили церковь только в конце прошлого века. Прах Мельникова в 1954 году перезахоронили в привокзальном сквере, где в 1955-м установили его бронзовый бюст. В 2000-м останки вернули в храм.