Найти тему

Станет ли Воронеж портовым городом?

Заседание координационного совета по развитию внутреннего водного транспорта на территории Воронежской области прошло в стенах регионального Правительства в четверг, 20 июня. Стали известны планы властей региона и областного центра по поводу развития туризма в акватории водохранилища.

30 судов к 2030 году

-2

Открывая заседание, руководитель секретариата Губернатора Воронежской области Игорь Лотков выступил с презентацией концепции развития водного транспорта в регионе, определив основные критерии успешности реализации программы. Среди них – количество постоянно действующих маршрутов и судов. К 2025 году маршрутов должно быть не меньше пяти, а транспортных средств – как минимум шесть. К 2028 году, – не менее 10 маршрутов и 12 судов. И к 2030 году – не менее 15 и 30 соответственно.

Ещё один показатель – количество швартований к созданным причалам. Планируется, что на первом этапе их будет 750.

– Термин для нас не самый привычный, но он активно применяется в городах, где функционирует речной транспорт. Смысл его в том, что он не только показывает количество потенциально доступных транспортных средств, но и интенсивность их работы, – подчеркнул Игорь Лотков. - Недостаточно просто приобрести суда и поставить их где-то на якорную стоянку. Нужно добиться, чтобы они курсировали, перевозя пассажиров.

Уже к 2025 году в течение навигации планируется перевозить 25 тыс. пассажиров. На втором и третьем этапах эта цифра вырастет до 50 тыс. и 90 тыс. соответственно. Исходя из этого показателя, можно прогнозировать и примерную выручку от продажи билетов.

Большую ставку в вопросе развития водного транспорта делают на привлечение инвесторов. На совещании, например, присутствовал предприниматель Эдуард Толоконников, концессионер одного из прибрежных объектов – парка «Дельфин».

-3

Фото – Институт стратегического развития

И, наконец, пятый показатель эффективности – количество созданных причалов. В первую очередь речь идёт о муниципальных причалах. Их количество будет расти поэтапно – с 6 на первом до 20 на завершающем. Для эксплуатации должна появиться уполномоченная городская организация. В задачи оператора войдут не только устройство и модернизация причалов, но и благоустройство прилегающих территорий, взаимодействие с партнёрами из сферы гостиничного бизнеса.

Водные экскурсии возможны

-4

Руководитель управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Алексей Рыженин рассказал о стратегическом проекте развития туризма в акватории Воронежского водохранилища. В Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, экскурсии по воде очень популярны среди местных жителей и гостей города. Реализация стратегического проекта улучшит и наш «туристический продукт». На сегодняшний день предполагается, что такие экскурсии по Воронежу могут стать как отдельной туристической услугой, так и войти в состав уже существующих маршрутов.

– Считаем, что организация водных экскурсий в акватории водохранилища возможна уже на сегодняшний день. По потенциальному маршруту расположено много достопримечательностей: мосты, Алексеево-Акатов монастырь, корабль-музей «Гото Предестинация», Успенский храм и Адмиралтейская площадь, – отметил Алексей Рыженин. – Привлекательными объектами также являются парки «Алые паруса» и «Дельфин», Петровская набережная, дамба Чернавского моста, лесная территория «Червлёный яр». Гостей и жителей города могут привлечь не только территории как таковые, но и события, которые там проходят.

В акватории есть территории, которые предстоит развивать с точки зрения повышения туристической привлекательности. Например, посёлок Рыбачий, набережная Максима Горького, дом-музей Льва Дурова.

Проект касается и развития спортивного потенциала города. В Воронеже уже выстроена достаточно хорошая инфраструктура для проведения различных соревнований на воде, вплоть до всероссийского уровня. Развитие водного транспорта сделает наш областной центр ещё привлекательнее с точки зрения места организации таких соревнований. Это, в свою очередь, приведёт к дальнейшему росту туристического потока за счёт спортсменов и их групп поддержки.

По воде на электротяге

-5

Развивать водный транспорт планируют в первую очередь путём приобретения плавсредств на электрической тяге. Это соответствует недавним поручениям президента. Федеральное министерство строительства также готовит проект развития водного электротранспорта, видя в этом важный элемент развития общественных территорий. Пока, однако, не выработано чёткое понимание, за счёт каких инструментов можно получить поддержку в этом отношении. Этот вопрос находится в стадии обсуждения.

В этой же связи было предложено при строительстве и реконструкции прибрежных объектов уделять внимание станциям зарядки. Стоимость одной такой станции, по оценкам, может составлять от 2 млн до 5 млн рублей.

-6

– Если брать опыт Москвы, то приобретение судна вместимостью 60 человек обойдётся в сумму порядка 300 млн рублей. Приобретать их целесообразнее всего в лизинг, порядок нам хорошо знаком. Также рассматривается возможность поработать на этот счёт с уже имеющимися у нас инвесторами, – сказал замминистра промышленности и транспорта Воронежской области Геннадий Боев. – Кроме того, Павловский судоремонтный завод выразил готовность строить суда по индивидуальным проектам.

Игорь Лотков предложил возобновить практику регулярных встреч с потенциальными перевозчиками и проводить их не реже раза в месяц. Это позволит в режиме горячей линии решать возникающие вопросы, а также доводить до конечного адресата информацию обо всех потенциальных возможностях.

Помимо проекта «Развитие туризма в акватории Воронежского водохранилища», есть ещё два формирующих концепцию развития водного транспорта проекта: «Формирование инфраструктуры» и «Формирование флота». К 1 августа текущего года по всем трём проектам должны быть утверждены паспорта, что придаст им официальный статус и позволит начать работу.

Сергей Свиридов

Фото Михаила Кирьянова