Найти тему

ОБРАЗУ БОГОЛЮБИВОЙ ЦАРИЦЫ ПОКЛОНИМСЯ

1 июля — день памяти иконы Божией Матери «Боголюбская»

Благоговеют пред Тобою, Богородице, Ангелов начальницы и святых чини честно служат Ти, праведнии красуются, князь же Андрей молится, и град Владимир похваляется светло. Мы же, грешнии, припадая к Твоей святой иконе, Боголюбивая, милости просим: озари наша сердца, Пресвятая Дево Богородице.
Песнь 1 канона Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Боголюбской»

Боголюбская икона Божией Матери — одна из величайших святынь Русской Православной Церкви. Она считается одной из первых икон, написанных на нашей земле. Создана она была в 1158 году по повелению князя Андрея Юрьевича, сына киевского князя Юрия Долгорукого. Лаврентьевская летопись, повествуя об основании княжеского престола в северных землях, сообщает: князь Андрей — храбрый полководец, незаменимый советник и помощник отца, готовый рисковать своей жизнью в случае опасности; невероятно смелый и отважный воин, искусно владевший мечом, причем обеими руками, знавший специальные приемы конного и пешего боя, — с малой дружиной тайно покинул дарованный 60-летним отцом ему в удел Вышгород и отправился в Суздальскую землю, в Ростов. А вместо отцовского благословения князь нес с собой цареградскую чудотворную икону Богородицы, которую в 1130 году митрополит Михаил подарил князю Мстиславу Владимировичу, — специально привез этот дивный образ из Константинополя. Взял с собой Андрей и меч князя страстотерпца Бориса.

Нет, не малодушествовал князь Андрей и не жаждой власти был движим. Иная была у него дума — прекратить постоянные усобицы за Киевский престол между Мономашичами, каждый из которых хотел быть великим князем. Об этом Андрей Юрьевич знал не по наслышке — он участвовал во всех главнейших сражениях, безукоризненно выполняя волю отца и удерживая самые сложные рубежи в борьбе за Киев. Юрий Долгорукий восхищался храбростью и выдающимися способностями сына и считал его своим незаменимым помощником. Но Андрей пришел к мысли, что не на розни и не в Киеве положит Господь сердце будущей великой державы.

Благоверный князь Андрей Боголюбский, фреска Архангельского собора Московского Кремля, 1652–1666 гг.
Благоверный князь Андрей Боголюбский, фреска Архангельского собора Московского Кремля, 1652–1666 гг.

Как и другие потомки великого киевского князя Владимира Мономаха, князь Андрей хорошо знал «Поучение» своего деда, которое бережно сохранялось в княжеской семье. Обращаясь к сыновьям и всем, кто прочтет«эту грамотку»*, Мономах рисовал тот идеальный образ, которому следовал сам и которому должны были следовать князья-преемники. Главными здесь были нравственные добродетели, идеалы богобоязненности и милосердия, трудолюбия и смирения, глубокой ответственности князя не только перед своими подданными, но и перед Богом. Князь Андрей старался следовать этим заветам. Совестливость, милосердие, чувство справедливости он проявлял даже во время военных походов. Лихой вояка, князь, однако, предпочитал мир ссоре и не раз пытался остановить отца, желавшего воевать и дальше. Войну, пролитие крови он искренне считал тягчайшим испытанием для себя и, выступая на брань, исповедовался, принимал Причастие. Любовь к слову Божию, к чтению книг, забота о церковном строительстве — это тоже отличительные черты его характера, как и отвращение к пьянству, неприятие хмельного. А милосердие и заботу о нищих летописцы будут ставить в особую заслугу князю Андрею, сравнивая его в этом отношении с крестителем Руси Владимиром, чья благотворительность стала легендой.

У князя Андрея было другое, чем у отца, видение развития Руси: не построишь державы на розни. Он хотел видеть Русь православным государством, ни в чем не уступающим Византии. И для этого, считал он, принципом управления должно быть единовластие, подобное императорскому. Имея перед глазами жизнь своего родителя, князь Андрей понимал, что в тогдашнем Киеве невозможно спокойно, долго и счастливо править. Поэтому и устремился, вручив себя Промыслу Божию и Покрову Пречистой, со своей думой-мечтой на север. Конечно, князь Юрий не благословил бы ни отделение сына, столь необходимого ему для защиты Киевского престола, ни вывоз великой святыни из княжества.

Владимирская икона Божией Матери, храм святителя Николая в Толмачах, Москва
Владимирская икона Божией Матери, храм святителя Николая в Толмачах, Москва

Поэтому и вынесли икону из Вышгорода тайно. В пути перед нею непрестанно служились молебны. Но близ устья реки Нерль, не доезжая семи верст** до Владимира, на Клязьме, повозка с иконой Пресвятой Богородицы внезапно остановилась, и лошади не двигались с места, несмотря на усилия возничих. Меняли лошадей и даже переставили икону на сани, но ничего не помогало — ни один конь не смог сдвинуть сани с места. Усмотрев в происходящем действие Божие, благочестивый князь остановился в этом месте на ночлег и встал в своем шатре на усердную молитву. В эту ночь князю было явление Богоматери, повелевавшей Андрею поставить Ее святую икону, принесенную из Вышгорода, во Владимире, а на месте Ее явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Князь Андрей в точности выполнил повеление Пресвятой Богородицы, назвав это богоизбранное место «Боголюбово», построил здесь две каменные церкви и заложил город Боголюбов. И сам князь с того времени стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. В том же году князь Андрей приступил к строительству во Владимире каменной церкви в честь Богоматери. Через два года церковь была воздвигнута и великолепно украшена. Вот как описывает ее летописец: «Этот храм был украшен с щедростью изумительной; пять куполов были вызолочены, трое дверей церковных украшены золотом, паникадила серебряные вызолоченные, ризы на иконах из золота, украшены жемчугом, священнические ризы шиты золотом». И сама чудотворная икона была богато украшена окладом из золота, серебра с драгоценными камнями и крупным жемчугом. Одного золота употреблено было на украшение иконы более тридцати гривен.

Боголюбово, возобновивший свою деятельность в 1990-е гг. Свято-Боголюбский женский монастырь под Владимиром
Боголюбово, возобновивший свою деятельность в 1990-е гг. Свято-Боголюбский женский монастырь под Владимиром

Когда строительство храма во Владимире завершилось, князь Андрей в 1160 году перенес в него из Боголюбова чудотворную икону Богоматери, и с тех пор она стала именоваться Владимирской.

Воздвигнув в Боголюбове собор Рождества Богоматери, князь повелел искусным иконописцам изобразить на кипарисовой доске Пресвятую Богородицу такой, какой Она ему явилась. Образ был написан и помещен в построенном князем соборе. Вскоре Андрей воздвиг в Боголюбове монастырь и пристроил княжеские палаты, где часто проводил время в посте и молитве. Икона также стала именоваться «Боголюбской».

Живопись Боголюбского образа свидетельствует о высоком мастерстве иконописца, это видно особенно на личном письме — оно необычайно тонкое, прозрачное и многослойное. А образ Богоматери на этой иконе необыкновенно возвышенный и одухотворенный. Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в хитоне зеленовато-серого цвета и в кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощает национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Через эту икону Божия Матерь благословляла молящихся, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему народу: избавляла от голода и губительных эпидемий, спасала от скорбных обстоятельств, защищала от врагов. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах Русской земли обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений. Самое известное из бесчисленных чудес — спасение жителей города Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. В память об этом был установлен ежегодный крестный ход, совершаемый и ныне накануне 1 июля — дня празднования Боголюбской иконы.

Крестный ход из Владимира в Боголюбово в день празднования Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы
Крестный ход из Владимира в Боголюбово в день празднования Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы

Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры Боровск и Малоярославец), в Рязанской губернии в селе Зимарово, в Ярославской губернии в Угличе, в Тамбовской губернии и иных городах и весях. Они приносили чудесное прекращение поветрий, моровых язв и других эпидемий XVIII века, что стало отличительной благодатной особенностью всех списков Боголюбской.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варваринскими воротами Китай-города. На нем, помимо Пречистой Девы, изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской (к 1 июля) перед образом служили торжественный молебен и спускали икону с ее обычного места вниз, поставляя для поклонения в специальной шатровой часовне-палатке. На это время проезд через Варваринские ворота прекращался и площадь заполнялась богомольцами.

Многочисленные списки образа широко распространились и их можно сегодня встретить в православных храмах по всему миру.

Старинный список Боголюбской иконы московского извода в Петро-Павловском храме у Яузских Ворот, Москва
Старинный список Боголюбской иконы московского извода в Петро-Павловском храме у Яузских Ворот, Москва

В честь святого образа были устроены монашеские обители: в самом Боголюбове, учрежденная князем Андреем; приписанная к Троице-Сергиевой лавре мужская киновия близ Гефсиманского скита; женский монастырь в Пермской губерниии в селе Сарсы-Вторые; в Костромской губернии женский монастырь под Макарьевом.

В 1992 году Боголюбская икона Божией Матери XII века была передана Княгинину монастырю во Владимире. Святыня должна была храниться в специально оборудованном «климатическом киоте» — камере с искусственным климатом. В 2009 году образ стал разрушаться и был передан на реставрацию. Сегодня восстановленная икона пребывает во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Боголюбская икона Божией Матери в музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника, 2024 г.
Боголюбская икона Божией Матери в музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника, 2024 г.

В чудотворных Своих иконах Божия Матерь являет Свою близость к нашему миру, с которым Она живет одной жизнью и скорбит его скорбями, не оставляя нас, грешных, в этой юдоли, и служа нашему спасению.

Дево и Мати Боголюбивая, Царице Марие Богородице, Милостивая Ходатаице к Сыну Своему и Богу нашему за ны, рабы Твоя! Ты, Отроковице, благоизволила еси Твоему пречудному образу, егоже написа Богоглаголивый Лука, первее от страны Греческия, потом же и от царствующаго града Киева изыти, по умолению благовернаго князя Андрея, и явити милость Свою новопросвещенным людем страны сея, но, не изволивши достигнути града Ростова, возлюбила еси пребывати в пределех Владимирских, идеже и явилася еси верному рабу Твоему, князю Андрею, молящися о людех Твоих Сыну и Богу Твоему, якоже древле святому Андрею в храме Влахернстем. Темже святый князь Андрей, новописав Тебе, Молитвенницу о людех Твоих, остави нам сей молитвенный лик Твой, Боголюбивая Мати, и основа обитель в месте Твоего явления, из неяже от чудотворныя Твоея иконы и по всей стране Российстей милость, и помощь, и исцеление подаеши с верою приходящим к Тебе: нас бо ради молиши, Богородице, Превечнаго Бога.
Икос канона

-----------

* Слова из «Поучения» Владимира Мономаха.

** Верста — это 1066,8 метров.

-9

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU