Вся жизнь человека исторически сводилась к трем аспектам:
- поселиться у воды,
- научиться добывать воду, если поселился не у воды,
- и защититься от воды.
В основе цивилизации - ввод воды в жилище и отведение воды из жилья. Оставим за бортом нашего внимания внутренние сантехнические разводки, регулирующие подачу и канализование вод по воле человека. Поговорим о воде с неба, и о том, что с ней делали люди, чтобы она не разрушала дома. Вас удивит, но не всегда укрощение воды велось с помощью восточных труб.
Блог, который вы читаете, содержит материалы, так или иначе касающиеся строительства индивидуальных домов. Рекламу о себе в дзене я не размещаю, если интересно, вот мой сайт. А тут пишу о том, что интересно и мне самому и подписчикам: ДОМ - тема необъятная.
Цепная реакция
В Японии, например, функцию водосточных труб выполняли цепи.
Все эти водосточные трубы, желоба, коленца, воронки, заглушки, хомуты и кронштейны появились потом, а сначала были тростниковые полые трубки на тросиках из вощеной нити (затем из металла), и позднее - металлические цепи, причем со временем, когда требования к эстетике возросли, цепи гнули фигурно, между ними добавляли красивые камни - дождевые цепи становились все изящнее и наряднее.
Задача цепей - принуждать воду к спуску в строго отведенном месте.
Крыши классических пагод делались с таким расчетом, чтобы вода сливалась с них самотеком - уголки строений подняты, кромка крыши опущена. Вода стекает с таких крыш, словно из наклоненных тазиков.
По такому же принципу строились и жилые дома, например, в Индонезии. Дом-парус батаев выдерживал даже затяжные жесткие тропические ливни.
В более простых постройках без сложной архитектуры с завышенными углами, транзит дождевой воды шел по крыше, затем по деревянным желобам (позднее желобам из керамики, металла, и уж сильно позднее - из пластика). Вода попадала в накопители, а из дождевых чаш осадки спускали по цепям вниз.
Дождевые цепи крепили к отверстию в накопителе - емкости, принимавшей массу воды. Водосточные воронки коробкового типа в Европе прикрывали специальным дождевым маскароном.
В России верхушечные накопители старались приукрасить. Однако что-то особенно интересное можно встретить только в крупных городах, вроде Петербурга.
Зато российская провинция изобретала иное - разнообразные формы нижних маскаронов - водосливов.
Японцы в качестве водослива любили изобразить дракона, это во-первых, красиво. Во-вторых, охранный символ.
Драконов на конце водосточных труб японцы придумали не сами. И керамическую черепицу, и маты, и чешуйчатых монстров они почерпнули из Китая. Китай для японцев всегда был чем-то вроде Америки для жителей Мексики - "все-то у соседей самое продвинутое, все-то у них самое крутое!".
Цепи как водосток зашли в Японии активнее, чем трубы. В современных домах дождевые цепи выглядят так. Замечу, что ими не принято уродовать фасадную часть дома. Японцы все же эстеты - этого у них не отнять.
Цепи в Японии появились относительно поздно, в период Эдо - это был исторический период с 1603-1868 гг — время правления клана Токугава, при которых табу на закрытость островного государства было снята. Связи с другими странами восточного бассейна и первые визиты европейцев отражены в романе "Сёгун" Джеймса Клавелла. Водосточные цепи пришли в страну извне, как архитектурное заимствование, а до того обычная японская деревня да и города спасались от дождя тем, что накрывали крыши соломой. Плотные пучки соломы рассеивали дождь при падении на землю, предотвращая скопление воды в одном месте и промокание дома. Никакие дополнительные дренажи не использовались.
Япона мама и ее маты
Соломенные крыши были актуальны для простого населения страны едва ли не середины 20 века. На этой гравюре идет обмолот риса. Стебли злака, оставшиеся после крупорушки, сплетали в плотные фрагменты, как циновку, и использовали в покрытии крыш.
Обмолотом риса занимались, в основном, мужчины. А плели соломенные навесы женщины. Японская мама и была главной хранительницей очага. Она изготовляла маты-настилы для крыш, делала тростниковые половички - циновки, ткала из душистого игуса матрасы - татами. Стебли злаков полые, сама по себе трава, что рисовая солома, что тростник игус - хорошо впитывают запахи и влагу, поэтому внутри японских домов довольно чисто и пахнет хорошо. После еды и наутро следующего дня хозяйка вытряхивала половички, сметала пыль с татами, и дом дышал чистотой.
Снятие пограничных запретов на въезд в страну и заимствование у европейцев разных военных и бытовых приспособ не исключало, между тем, проведение резкой черты между чистоплотными японцами и варварами-грязнулями (напомню, у Клавела этот гигиенический аспект отписан блестяще: европейцы не имели привычки мыться в банях, как японцы, снимать при входе в дом обувь, что гарантировало чистоту полов, носить чистую одежду, - "понаехи" ходили в засаленных, воняющих вещах, тогда как даже в бедных японских семьях полагалось после бани надевать чистую одежду). На гравюрах той поры японцы всегда побеждают приезжих дикарей.
Всё лучшее, что можно было почерпнуть у "варваров", тогдашние правители через специальные указы внедряли в быт. Так режим Токугав (их было несколько) требовал оснащать черепицей городские дома, а дождевую воду и воду от таяния снега отводить через водосточные трубы. Схемы "ловли струй" для них охотно рисовали сами европейцы. Но такой вариант, как на фото ниже, уже из области веселого креатива, а поначалу все было куда как скучнее...
Все-то у европейцев через ж...
Готические здания, распространившиеся по европейскому материку, совпадают с периодом позднего Средневековья - с 12 по 14 века. Времена были суровые, но шаловливые. Европейцы еще не делали как делать водосливы, но уже делали водометы. Отличие в том, что воду через желоб отводили с самой крыши под наклоном так, чтобы она не попадала на стены соборов.
В это время строения обогащаются скульптурными и барельефными композициями, богатым декором, скульптурами в нишах, страшилками- горгульями, изображением благостных ангелочков и херувимов, и в эти фигурки оказалось удобно прятать коммуникации для транзита воды.
Чаще воду изрыгают через пасть разные животные, однако любимой водометной фигурой становится человечек с расстроенным пищеварением - в средние века это казалось смешным. Так горгулья Фрайбургского Мюнстера (Freiburger Münster) с голым задом и сегодня одна из самых фотографируемых деталей собора.
Есть байка о том, как городской совет города Фрайбурга превысил смету расходов, но не пожелал оплатить каменщикам труд за дополнительную работу. Вот тогда они повернули фигурку задом к ратуше, и с 15 века изнуренный каменный молодец испражняется на местную власть с высоты Кафедрального Собора Богоматери.
Японцы тоже были народом грубоватым, когда им, спустя два века, рассказали про эту европейскую каверзу, похохотали, но перенять водомет в таком виде решительно отказались - это было неприемлемо с этической точки зрения. Один из японоведов считает, что именно эта черта - отрицание всего низкого, заставила японцев вместо зоо- или антропоморфных скульптурных решений (т.е. водосливов в виде фигур) обратиться к инженерным.
Также мастера работали в части расширения ассортимента цепей - в качестве связующих сегментов появились цветы, воронки, кулечки, горшочки и даже кружки.
.
После периода Мэйдзи медь вошла в оборот японского жилья. Медью все чаще отделывают крыши (и предпочитают больше черепицы), мастера крутили листы в тонкие трубы и крепили их к водосборникам. Медь обладает отличной водостойкостью, но мягче железа, что облегчает обработку этого материала, и, кроме того, когда медь окисляется, образует красивую патину. А места водосливов стали украшать в традиционном стиле - камень с желобом, задающий направление воды и чуть ниже еще цепочка камней, уводящих воду от фундамента.
Современный японский дом довольно часто сочетает цепную и трубную системы водослива.
Благодарю за предоставленные материалы дружеский проект "ProСВЕТ"!
А как мы строим дома в Краснодаре можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=ySP2Grm_G90