День за днём мать знакомит дочь со сложной системой своих представлений о мире и своей системой ценностей. Ключевым элементом этой системы является её образ женственности. Наблюдая за повседневными делами мамы с крохотной дочерью, можно представить женщину, какой станет эта малышка через 20 лет.
Мать общается с младенцем и маленьким ребёнком - сначала посредством поведения и игр, а затем, когда ребенок начинает говорить, словами.
Как вырастить девочку женщиной? Эта проблема влияет на поведение матери по отношению к своему ребенку с момента его рождения: ее жесты во время кормления и сна, то, как она прикасается к нему и разговаривает с ним. «Никто не рождается женщиной, а становится ею». Каждая мать должна осознавать свою ответственность в этом процессе.
Девочки еще в младенчестве, и мамы уже дают им образцы для подражания, показывая им, кем они должны стать. Через несколько лет женская идентичность дочерей будет выражена их собственными словами. В каждом взаимодействии матери и дочери, в каждом отношении есть воспитательный план. Мать наделяет дочь собственным видением женственности и отношений с противоположным полом.
Отцы тоже участвуют в формировании женственности. Они также сообщают, даже своим молчанием, что ожидают от своих дочерей. По-своему любя их и пробуждая в девушках любовь друг к другу, они намечают очертания будущих отношений с мужчинами. Анализ формирования женской идентичности был бы неполным, если бы в равной мере не учитывалось влияние отца.
Каждая мама с самого начала учит свою дочь, как быть женщиной и как строить отношения с мужчинами. Сам того не осознавая, она доводит девушке скрытое послание, созданное в семье на протяжении поколений. Мы усваиваем культурные модели главным образом через жесты и поведение в семье. Для создания и передачи семейных традиций используются не только слова, но и мимика, интонация и десятки мелких сигналов, подаваемых малышу с первых дней его жизни.. В мгновение ока по жестам и поведению устанавливается связь между мыслями матери и ее ребенка. Мать передает свои мысли младенцу. Мимическая азбука, повторяемая сотни раз в день, воздействует на ребенка так же сильно, как интенсивные тренировки на взрослого, изучающего иностранный язык, вождение автомобиля или занятия спортом.
В начале жизни самым важным для девочки является чувство связи с матерью — чувство защищенности. Не только слова любви, но и жесты, проявляющие нежность, но и объятия, поцелуи, поглаживания, прикосновения, умиротворение, имеют большое значение для правильного развития в дальнейшей жизни. Мать, которая дарит своему ребенку много любви, точно считывая его эмоции и потребности, создает надежный образец привязанности. А это, в свою очередь, будет отражением будущих отношений.
Каждая мать хочет передать своей дочери определенные убеждения в форме жизненной мудрости, которые касаются основных вопросов, то есть организации семьи, построения связей и, наконец, успешной жизни. Часто эти очень сильные убеждения распространяются на такие базовые модели поведения, как использование власти и отношения между женщинами и мужчинами. Каждый из них по-своему выражает в этих «заповедях» великие дилеммы, которые мы все разделяем по поводу проблем в отношениях с другими и сексуальной идентичности.
Каждая мама должна знать, что ее образ мужчины влияет на воображение дочери. От матери к дочери женщины передают образ жестокого или уверенного в себе мужчины, восхитительного или банального, равнодушного или нежного. При создании своего портрета мужчины каждая девочка будет использовать те цвета, которыми раньше пользовалась ее мама.
Но не только матери несут ответственность за отношение своих дочерей к мужчинам. Для создания собственного имиджа девочки также будут опираться на опыт отношений с отцами. Присутствие отца может модифицировать идеализированные или, наоборот, порочащие образы, передаваемые матерью. О том, что отец имеет влияние на дальнейший выбор дочери, известно не сегодня. Однако нам пока трудно свыкнуться с мыслью, что пример отца конкурирует с заимствованными от матери мужскими архетипами.
Каждая мать шепчет секреты дочери на ухо. Так девушка узнает, что значит быть женщиной и, прежде всего, как строить отношения с мужчинами.
Остается надеяться, что родителям удалось договориться о разделении ролей между женщиной и мужчиной. И что отцу удалось передать образ женщины, гармонирующий с образом мужчины, который привила его мать. Только при этом условии девушка счастливо пойдет по жизни женщины. Она сможет пользоваться привилегиями своего пола, не унижая противоположный пол. Она сможет желать мужчину, не чувствуя себя порабощенной.
Вместе, обоими родителями созданный образ пары мужчины и женщины даст их дочери большой шанс реализоваться в жизни.
Подводя итог: лучшее, что мать может сделать для своей дочери, - это любить ее безусловно, открыто и доверчиво, но помимо этого дополнительная задача - пригласить ее в свой женский мир, помочь сформировать ее личность как женщину, и взращивание ее уникальности и индивидуальности. В любви матери к дочери необходима здоровая дистанция, чтобы дочь жила. Симбиоз матери и дочери, всегда естественный для ребенка первого года жизни, не должен продолжаться долго. К сожалению, во многих случаях это занимает намного больше времени или слишком долго.
Мать может рассматривать дочь как продолжение своей жизни, а свою жизнь как простое продолжение своей собственной, когда ей самой некомфортно в своей женственности, когда она была слишком мало связана с матерью, когда она не в хороших отношениях с мужчиной, когда жизнь и мир она воспринимает как неприятный и опасный – тогда она постарается остаться в симбиозе с дочерью. Это может дать ей негативное представление о женственности и сексуальности. Она может чрезмерно защищать, не уважая здоровые границы и обособленность. Таким образом она доносит до дочери, что она слаба, мир опасен и что без матери в нем невозможно жить. У дочери, воспитанной таким образом, могут быть проблемы с обретением самостоятельности, обособлением, построением собственной жизни.
Мать также может сказать дочери, что она сама слабая, неуклюжая, больная и одинокая, обиженная, а дочь сильная, находчивая и необходимая матери для выживания.
Также она может рассчитывать на благодарность и заботу о своем воспитании, не позволяя дочери строить отношения и создавать новую семью. Иногда такая модель передается из поколения в поколение.
Это нелегко, потому что требуется мужество, чтобы противостоять вреду, нанесенному ей в детстве, ранам, нанесенным ее собственной матерью и порабощению. Теперь она может сознательно смотреть в лицо своим страданиям. Поплачь по ним, попрощайся, освободись от них, пойми и прости их. Это означает взять на себя ответственность за свою жизнь. Для этого необходимо оставить, а иногда даже отвергнуть ограничивающее или даже разрушительное в семейной истории и поколенческих передачах, особенно касающихся женской линии, например: «женщина должна быть сильной, потому что мужчины слабы». , "надо рассчитывать только на себя", "дети неблагодарны" и так далее. Стоит познакомиться с историей не только своей мамы, но и бабушкам и тётям, чтобы лучше понять их бытовую технику. Понять и принять все, что есть в ней хорошего и ценного и что может быть опорой в жизни. Быть способным на свободе стать как похожим, так и отличным от женщин в вашей семье.
Возвращаясь к дошкольному и младшему школьному возрасту, девочка в этом возрасте познает себя, свой пол, свою роль в жизни путем подражания, наблюдая за любимой мамой. Для маленькой девочки мама всегда кто-то замечательный, красивый и обладающий качествами, которых у нее еще нет. Вызывает восхищение. Она точно знает, что хочет быть похожей на свою мать. Это очень важный период развития и как видите, для девочки важно иметь возможность как можно больше находиться рядом с мамой, сопровождать ее, помогать ей, наблюдать за ней. Конечно, она может ходить в детский сад или находиться под присмотром бабушки или няни, но смысл в том, что она также должна ежедневно много общаться с собственной мамой.
Иногда случается, что дочь может быть нежеланным, неожиданным, незапланированным ребенком, принятым матерью неохотно, со страхом и гневом, в чувстве разрушения или угрозы ее жизненным планам.
Во всех этих неблагоприятных для дочери обстоятельствах она будет чувствовать себя брошенной, отвергнутой или нелюбимой. Маленькая девочка, чувствуя непринятие или даже недостаток любви со стороны матери, любя и восхищаясь собой, переживает очень тяжелую эмоциональную ситуацию и терпит большие страдания. В ситуации, когда на ее страстные чувства не отвечают взаимностью, она должна что-то с ними делать: пресекать их, замораживать, отрицать. Она тоже начинает чувствовать себя хуже матери, некрасивой, недостойной любви, а в подростковом возрасте - неженственной, боясь, что ее никто не полюбит.
Нехорошо и для дочери, когда мать, неуверенная в себе и своей женственности, принимает восхищение девочки как нечто, чем она питается сама и которое становится необходимым для ее жизни, поэтому она ожидает и требует его позже.
Наступает момент, когда дочь начинает бунтовать . Нет ничего плохого в бурных отношениях с матерью в подростковом возрасте. Мать с ранних лет учила ее, как себя вести, каким ценностям следовать, какие черты развивать в себе, она передала свои знания об окружающем мире. Дочери решать, придерживаться ли и каких из этих передаваемых истин придерживаться.. Этот период бунта нужен дочери, чтобы пережить свою обособленность и, будучи того же пола, отличить себя от матери. Потом, в десяток лет, часто за шестнадцать, мать уже не самая красивая, не самая со вкусом одетая, ее одежду не захочешь брать. Также тайны и загадки, признания о первых увлечениях мальчиками и влюбленности, вопросы о смысле жизни охотнее доверяются сверстникам и друзьям. Мать свергнута.
Противостояние необходимо дочери для обретения собственной жилплощади. Настройка дочери «против» матери осуществляется иначе, чем в случае с мальчиками, поскольку девочке нужна хотя бы частичная идентификация с матерью. Поэтому дочери необходимо смотреть на мать со стороны и видеть в ней положительные черты. Девочка-подросток, балансируя между желанием угодить матери и освободиться от нее, вступает во взрослую жизнь. Это правильно и здорово для развития подростка, но очень трудно для матери, если она незрелая, если у нее нет своих друзей и она мечтала дружить с дочерью, если она не живет в удовлетворительном браке. В это время в оптимальном варианте мать продолжает незаметно наблюдает за своей дочерью, и они узнают об их разнообразии и новой, более реалистичной близости. Они знают или узнают достоинства и недостатки и ограничения друг друга спокойно, не в водовороте эмоций. Дочь на настоящей свободе должна иметь возможность выбирать свой взрослый жизненный путь: учеба, профессия, образ жизни, муж. Делать это не для матери, компенсировать ей что-то или вознаграждать ее, согласно ее представлениям и представлениям, а для себя самой.