5,2K подписчиков

Забытый конкурент МакЛарена F1, в котором лучше ездить одному. История суперкара Yamaha OX99-11

В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя. Инициатива исходила от подразделения, занимавшегося продвижением спортивных товаров, и после фальстарта с дизайном спортивного прототипа от ателье из Германии, Yamaha обратилась к International Automotive Design в британском Суссексе, чтобы те помогли им создать нечто более радикальное.

В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-2
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-3

Работая в сотрудничестве с Ypsilon Technology, дочерней компанией Ямахи из города Милтон-Кинса, которая строила двигатели для Формулы-1, и японской Mooncraft, ответственной за радикальный стиль экстерьера, IAD разработала многообещающую спецификацию уникальной машины. Всё началось с силового агрегата — дефорсированной модификации гоночного V12 OX99 (отсюда и название автомобиля), ставшего одним целым с несущей конструкцией. В дорожном исполнении он выдавал 400 лошадиных сил при 10 000 оборотов в минуту. Не слишком много по современным меркам, но вполне достаточно, если учесть, что благодаря углепластиковому каркасу и алюминиевым панелям он весил всего лишь 1150 килограммов.

В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-4
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-5
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-6

Традиционная 6-ступенчатая «механика» в сочетании с задним приводом сулила простой и приятный водительский опыт, в то время как архитектура подвески соответствовала принципам гоночных автомобилей с внутренними пружинами и амортизаторами, работающими на толкателях. Демпфирование и высота хода полностью регулировались. А чтобы подчеркнуть связь с настоящими гонками, водитель сидел по центру. При этом сзади оставалось небольшое пространство для пассажира, обе ноги которого предлагалось расположить внизу с левой стороны от переднего кресла (только представьте себе эту замечательную позу). Доступ в салон обеспечивался посредством одной подвесной двери типа «крыло чайки», которая поднималась вверх, будучи частью кабины, а интерьер умышленно сделали аскетичным, хотя водитель и его плотно упакованный пассажир, по крайней мере, имели возможность наслаждаться кондиционером.

В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-7
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-8

IAD закончила работу над первым прототипом в 1991 году, проведя тестовые заезды на Испытательном полигоне Миллбрука под покровом ночи, чтобы свести к минимуму вероятность того, что кто-нибудь заснимет эту безумную на вид машину. Удовлетворившись полученными результатами, инженеры собрали ещё два автомобиля к запланированной в 1992 году презентации для журналистов. В ходе мероприятия компания Yamaha заявила, что будет выпускать от 20 до 30 экземпляров в год на старом заводе Brabham в Чессингтоне. Стоимость не утвердили, хотя ожидалось, что она составит порядка 1 миллиона долларов. Японцы стремились акцентировать внимание публики на том, что мощное ускорение и управляемость являлись для разработчиков более важными приоритетами, чем максимальная скорость.

В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-9
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-10
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-11

Вам может показаться, что наша сегодняшняя история уж очень напоминает другой суперкар начала 90-х, связанный с миром автоспорта. Хорошо сбалансированный V12, центральное расположение пилота, акцент на нечто большее, чем просто цифры. Yamaha даже привлекла соучредителя компании March Робина Хёрда, чтобы у команды был закалённый автоспортом инженерный гуру, как в случае с Гордоном Мюрреем. Но если МакЛарену F1 удалось дожить до старта производства, то OX99-11 не повезло. Вскоре после того, как автомобиль был презентован средствам массовой информации, IAD и Yamaha рассорились, проект на какое-то время застрял в стенах японского производителя, а вскоре после этого экономика страны пошла на спад. Когда экономический пузырь окончательно лопнул, бизнесу пришлось затянуть пояса, и амбициозный проект суперкара OX99-11 был свёрнут по очевидным причинам.

В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-12
В конце 80-х Yamaha решила отпраздновать свою новую роль в качестве поставщика моторов для Формулы-1, выпустив хардкорный суперкар, оснащённый одомашненной версией своего гоночного двигателя.-13

Похоже, что все три прототипа OX99-11 хорошо сохранились. Один из них был выставлен на продажу в Японии в 2020 году с ценником в 1,3 миллиона долларов. Что касается Ямахи, то она так и не воплотила в реальность свою мечту о создании дорожного автомобиля, а её усилия в Формуле-1 не увенчались успехом. С другой стороны, со времён печально известного OX99-11 компания внесла значительный вклад в создание двигателей для дорожных автомобилей других марок, включая приёмистый 1,7-литровый 4-цилиндровый агрегат Форда Puma и великолепный V10 переднемоторного Лексуса LFA.

Источник: Richard Porter / Evo

Как считаете, друзья, он мог бы потягаться с легендарным F1 от McLaren?

Для самых любопытных оставляю ниже ссылку на короткий документальный фильм о модели на английском языке (не забывайте, что при необходимости в настройках ЮТуба легко можно включить субтитры с автоматическим переводом на русский):