Найти в Дзене

Бедность порождает войны, а войны порождают бедность

Войны бушуют там, где живет «беднейший миллиард» — люди с самым низким доходом. Почти половина всех конфликтов приходится на страны, в которых проживает нищая шестая часть населения планеты. До 2000 г. конфликты разгорались и в других небогатых регионах мира, в том числе в Центральной Америке и в Западной Африке. Но география и экономика войны отнюдь не являются историческими константами. Вспомните, что на протяжении 500 лет богатейшие страны Европы постоянно вцеплялись друг другу в глотки.
Связь между бедностью и войной сегодня устойчивая, но существенно нелинейная. Вероятность гражданской войны в богатых развитых странах равна нулю. Для стран с ВВП на душу населения около $1500 в год (по курсу 2003 г.) вероятность нового конфликта в ближайшие пять лет равна примерно 3%. Но с этого момента риск возрастает: для стран с ВВП в $750 он составляет 6%; для стран, чьи граждане зарабатывают $500, — 8%, для стран, в которых люди выживают на $250, риск равен 15%.
Эту корреляцию легко объяснить, предположив, что бедность порождает войны, потому что людям приходится бороться за выживание в условиях ограниченности ресурсов. Но, хотя войны порой действительно ведутся за доступ к воде или пахотной земле, все не так просто. Прежде всего, причинно-следственная связь здесь не настолько однозначна. Не только бедность — причина войны, но и война — причина бедности (Стивен Пинкер).
Мое мнение, причина не столько в бедности, сколько в культуре. Но здесь есть зависимость: чем менее экономически развита страна, тем выше бедность и тем ниже ее культура.
Чтобы страна управлялась конструктивно, необходима культурная элита. Но в малокультурной стране по-настоящему культурной элите сложно прорваться к власти. Поэтому тот же порочный круг: бескультурье порождает некультурную элиту, а некультурная элита порождает бескультурье.