Найти тему
Город на память

«Город на память». 897. Богородское. Краснобогатырская улица

4 июля 2024 года/
К началу ХХ века село Богородское оставалось в уезде, но по антуражу больше напоминало город - ещё в 1900 году сюда подвели электрическое освещение, работали телефонная станция и почтово-телеграфное отделение, аптека, библиотека, создана вольная пожарная дружина, дети посещали церковно-приходскую школу. В 1902 году село было включено в состав Москвы и началась новая история, связанная с индустриализацией. Крупнейшим предприятием в Богородском стал Московский завод резиновых изделий, более известный как «Красный богатырь».

Удачливых рантье из богородских крестьян не получилось - зимой дачная жизнь замирала, лёгкие летние деньги арендодатели быстро пропивали в трактире и ничего не оставалось, как идти работать на фабрикантов. Рабочие места предоставляли фабрики по окраске пряже Алексея Зеленяева (основана в 1862 году), варке мыла Ореста Орлика (1865), крашения пряжи Захария Полеткина (1877), бумагопрядения фирмы «И.И.Гучесон и Ко» (1882), производства поясов и шнурков Марии Смирновой, производства кокосовых пуговиц (что бы это ни значило) Павла Сергеева и Алексея Брюшкова (1893) и других.

-2

Краснобогатырская улица, 2с2 - главный корпус бывшего завода «Красный богатырь» (1911, архитектор Густав Гельрих)

Московский завод резиновых изделий, основанный банкирами Лазарем Поляковым и Бенедиктом Гивартовским в 1887 году на базе бывшей чулочной фабрики. Спустя год цеха стали давать первую продукцию - шланги, прокладки, пожарные рукава, резиновые игрушки. Анализ рынка показал спрос на галоши и другую резиновую обувь, чем коммерсанты и воспользовались, открыв галошное производство. В 1892 году дневной выпуск галош достиг 1000 пар, но этот показатель не был успешным по причине использования ручного труда 200 рабочих. Для роста рентабельности требовалась механизация, но уставной капитал в миллион рублей уже был потрачен на покупку земельного участка и строительство. Сражение с конкурентами в лице резиновых гигантов «Треугольник» и «Проводник» было проиграно.

От банкротства производство спас Соединённый банк, предвидевший хорошие перспективы, открывающиеся перед резиновой промышленностью. В 1910 году Московское товарищество резиновой мануфактуры было расформировано и организовано акционерное Франко-Русское общество «Богатырь», возглавляемое графом Владимиром Татищевым. Новые владельцы подвели электроэнергию, приобрели современное оборудование и патент от шведской фирмы «Акциболаг» на технологию вулканизации галош. Предприятие ежесуточно выпускало 12 000 пар галош и за высокое качество удостоилось звания «поставщика двора его императорского величества». В 1911 году были введены в эксплуатацию заводские корпуса, построенные по проекту архитектора Густава Гельриха.

Вот как описывает тогдашнюю заводскую жизнь А.Панфилова в книге «История завода Красный богатырь» (1958): «Среди держателей акций общества «Богатырь» были императрица Александра Фёдоровна, известный проходимец Г.Распутин, министр финансов В.Коковцев, министр внутренних дел А.Протопопов и др. В погоне за прибылями капиталисты жестоко эксплуатировали рабочих. Закабаляя целые семьи, хозяева завода обеспечивали себя дешёвой рабочей силой. На завод усиленно вербовали татар, беспросветная нужда, голод и бесправие вынуждали татар продавать свои рабочие руки за бесценок. Следует отметить, что мастера и другие высшие служащие были почти исключительно немцы. Рабочий день продолжался 12-13 часов, женский труд оплачивался значительно ниже, чем мужской».

После Октябрьской революции завод был национализирован и продолжил работать под новым названием Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь», а с 1923 года - «Красный богатырь». Предприятие стало крупнейшим в СССР производителем не только галош и резиновых сапог, но и разнообразной резинотехнической продукции от противогазов до надувных лодок. До распада Союза завод работал в три смены, но в девяностые объёмы резко сократились и в 2004 году «Красный богатырь» был закрыт.

-3

Исторические корпуса Густава Гельриха планируется сохранить, их постепенно заселяют арендаторы, а окрестная земля предназначена под застройку. Несколько корпусов уже снесены и на их месте выросли здания, стилизованные под дореволюционную индустриальную архитектуру.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

В 1915 году от Московской Окружной железной дороги на завод была проложена ветка, которая по небольшому мосту пересекала Яузу. По ней доставлялось сырьё и отправлялась готовая продукция.

Смотрите старые фотографии. Богатырская железнодорожная ветка. 1987 год:

1987 Богатырская железнодорожная ветка

Ветка не ограничивалась заводской территорией и продолжалась вдоль реки ещё примерно на километр - там располагался Москожкомбинат, склады и другие предприятия.

-11
-12

Улица Богатырский мост проходит по трассе демонтированной железнодорожной ветки.

-13
-14
-15
-16
-17

Краснобогатырская улица, 6 - пожарная часть с каланчой (1933, архитектор Александр Куровский)

-18

Краснобогатырская улица, 13 - универмаг № 7 Сокольнического общества потребителей, обслуживающий рабочих завода «Красный богатырь» (1928, архитектор Лев Великовский). Первый этаж отводился под продуктовые отделы, на втором этаже торговали одеждой, обувью, галантерейными и хозяйственными товарами.

Универмаг № 7 в Богородском. 1930-1932 гг.:

1930—1932 Универмаг № 7 в Богородском

Под видом реконструкции конструктивистское здание снесли и в 2009 году построили торговый центр в лужковском стиле.

-19

В сохранённой пристройке изначально вроде бы находилась большая заводская столовая - фабрика-кухня.

-20

Краснобогатырская улица, 10 - красильная фабрика Александра Зеленяева и Якова Генкина (1910-е годы), Клуб имени Ильича, Московский инновационный университет. По словам сотрудников, в здании сохранена планировка заводского Дома культуры.

После революции комсомольцы завода «Красный богатырь» приспособили под свой клуб здание бывшего госпиталя, которое оказалось не слишком пригодным для культурно-просветительской работы. В 1922 году рабочие получили разрешение районного Совета использовать под клуб полуразрушенное здание красильной фабрики и своими руками на субботниках отремонтировали его. Решением общего собрания завода учреждению культуры присвоили имя вождя пролетариата Владимира Ленина, даже вот так, по-свойски - Клуб имени Ильича.

-21
-22

Проектируемый проезд № 422 с автомобильным мостом над Яузой в 2022 году связал Краснобогатырскую улицу и проспект Ветеранов.

-23

Вид на Яузу с моста

-24

Краснобогатырская улица, 38 - административное здание Москожкомбината (1923)

-25
-26

Краснобогатырская улица, 38с2 - административное здание Москожкомбината (1933) занимают коммерческие фирмы

-27
-28
-29
-30
-31
-32

В пристройке расположилась Московская христианская харизматическая церковь «Роса», название которой отсылает к евангельской цитате: «И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых».

-33

Собственно территория комбината от Краснобогатырской улицы до берега Яузы на языке урбанистов «рекультивируется», а по-простому - застраивается жилым комплексом «Большая семёрка» и реновационными домами.

-34

Краснобогатырская улица, 77 - жилой дом с библиотекой (1971). В советское время это была библиотека № 107 имени Ильича Куйбышевского района, сейчас - библиотека № 74 ВАО.

Библиотека имени Ильича. 1970-1980 гг.:

1970—1980 Библиотека им. Ильича

На книжных полках можно отыскать раритетные издания, открывающие малоизвестные эпизоды истории района.

-35
-36

Краснобогатырская улица, 72с11 - санаторий № 55 (1937), ясли-сад, поликлиника

-37
-38
-39
-40
-41

Просторная улица, 3с1 - детские ясли № 578 (1938)

-42

В этот фотоальбом включена не вся Краснобогатырская улица, а только её «богородские» участки - бывшие 1-я Богатырская и Большая Богородская улица. Некоторые достопримечательности были рассмотрены в предыдущем сюжете про историю села Богородского - все фотоальбомы легко найти на интерактивной карте «Город на память» или в алфавитном указателе (ссылки на эти полезные поисковые инструменты закреплены в самом конце).

Продолжение следует...

Фотографии: Евгений Чесноков

-43

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Алфавитный путеводитель «Город на память»:

Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #богородское #краснобогатырскаяулица