Найти тему
Я не шучу

В горах. Продолжение

Моей первой в жизни вершиной стал пик Учитель (4530 м). Весьма символично.

Выходили из лагеря рано утром всей сменой, разбившись по своим отделениям с инструкторами. Маршрут этот считается простым, так как на нём не нужно лазать, нет технически трудных или опасных участков, особо некуда срываться, а ты по сути тупо прёшь несколько часов в гору. В целом такой маршрут может пройти человек с довольно базовой физической подготовкой, но высота даёт себя знать, и некоторым восхождение далось с большим трудом, а кому-то совсем не далось. Я тоже снова плёлся в конце из-за нехватки кислорода и акклиматизации, силы заканчивались очень быстро. Когда я попросил своих тормознуть на пару минут перевести дух, у меня спросили, всё ли хорошо и не болит ли чего. На что я сказал, что всё хорош, просто уже идти не могу. Для понимания, ты вроде просто идёшь, причем даже медленнее, чем привык, а устаешь и запыхиваешься так, будто пробежал уже неплохой кросс. Да и в целом так как приходится постоянно толкать свою тушку вверх, а идете вы несколько часов, это эквивалентно нескольким тысячам приседаний или выпадов с небольшим утяжелением.

Кое-как мы набирали высоту, но на последние час-полтора до вершины погода слегка подпортилась: мелкий острый снег сёк лицо, а ветер почти что сносил с ном и затруднял продвижение ещё больше. В этот момент я думал, как вообще интересно идут миниатюрные хрупкие девушки, если мои 90+кг почти улетают куда-то. Я был в обычный солнцезащитных очках, которые не защищали от ветра и снега фигачевших сбоку, даже капюшон не сильно помогал. В какой-то момент я напрягся, так как понял, что ни хрена не вижу правым глазом. Но как говорил, мой последний тренер в Туле: “глаз не жопа - проморгается.” И ведь прав оказался, до чего же мудрый человек.

Дойдя до вершины я тут же упал там, но не успел передохнуть и пяти минут, как Женя из моего отделения стал подгонять, говоря, что надо спускаться, ибо нефиг долго оставаться на высоте, да и погода портится.

Пик Учитель. Лицо счастливого человека.
Пик Учитель. Лицо счастливого человека.

На протяжении большей части подъёма я матерился и спрашивал себя, какого хрена я здесь забыл, и с чего я вообще взял, что мне такое понравится, ведь я даже бег на дальние дистанции ненавижу, а тут какая-то конская выносливость нужна, да и зачем вообще мне это, и кому я что пытаюсь доказать. На спуск сил оставалось ещё меньше, а пож ногами было месиво из рыхлого снега и камней, поэтому мой запас матерных слов уже истощился и использовался повторно, а вопросы так и крутились в голове, не находя ответа. Дойдя таки, спустя несколько часов, до нашего лагеря и упав на лавку я ощутил состояние какого-то абсолютного счастья. На поздравления ребят с первой горой отвечал благодарностью, а на вопросы типа “ну как тебе?”, так же честно отвечал “хз. И вообще вертел я всё это, не очень, что вы все в этом нашли.”

В процессе
В процессе

На следующий день было немного отдыха и занятия, где я снова тупил с узлами, но кайфанул от лазанья по скалам.

Потом было второе восхождение на пик Рацека (3900 м.) чуть более сложным маршрут. Вроде набор высоты небольшой, но здесь уже было относительно простое лазанье, в чём и была загвоздка. Перед каждым восхождением мы разбирали с инструктором план маршрута, а также получали допуск к восхождению после измерения пульса, давления, температуры и содержания кислорода в крови. Разумеется всё делается ректально, ведь в горах только хардкор. Шутка.

На каждом восхождении есть лидер, который лезет первым без страховки или с нижней страховкой и прокладывает точки, цепляет верёвки и так далее. Не буду притворяться что я тут во всём этом идеально разбираюсь, дайте знать, если хотите больше информации.

Так вот у нас лидером была Саша. Подход к началу маршрута от лагеря тоже занял несколько часов, и то, что мы увидели не сильно обрадовало. Почему-то было решено не брать с собой ледорубы, а перед нами была четырехметровая скальная стена, покрытая льдом, как глазурью. Вышли мы рано утром, а солнце начало припекать только днём, и тогда по скалам вместо льда бежали ручейки. Короче говоря, на ногах у тебя кошки, которые прекрасно за всё цепляются, а вот как держаться за гладкую стену руками, не очень понятно. Рядом по другому маршруту лезла ещё одна группа из наших, я спросил, нет ли у них ледорубов, но у них тоже не оказалось. Высота хоть и небольшая, но упасть можно, а по правую руку так вообще обрыв. Нам всем было немного нервно наблюдать за Сашей, да и было видно, что ей самой не очень комфортно. Несколько раз её руки соскальзывали, потом она наконец смогла застраховаться, но лезть по-прежнему было трудно. Через какое-то время мы все наконец вздохнули с облегчением, когда она оказалась на полке и стала провешивать верёвку, по которой все остальные полезли на жумарах.

Такая вот замерзшая стена
Такая вот замерзшая стена

Дальше всё в целом шло хорошо: немного тупили, один раз свернули не туда и пришлось вернуться назад, и я не мог понять, как этот маршрут считается лёгким, так как вниз смотреть было стрёмно, но дошли до вершины, сфоткались при хорошей погоде и пошли вниз. У меня на спуске опять почти не было сил, верёвка, которую я нёс помимо личного снаряжения, весила в несколько раз больше, так как на спуске намокла, ведь лёд на скалах днём сменился водой. Снег и предательски подтаял, из-за чего я постоянно проваливался в эту кашу. В общем дошли до лагеря нормально, хотя и вопросы о смысле всего этого, продолжали меня мучить.

Подустал
Подустал

Третье восхождение выдалось самым долгим и тяжелым, пик Бокс высотой 4200 с чем-то. Первые несколько дней туда никого не пускали из-за лавиноопасности. Выходить надо было рано утром, так как подход к горе был довольно долгим, и часть его лежала через ледник Аксай. Когда идешь по замерзшему утреннему снегу, вероятность провалиться в трещину меньше. Кстати, именно это и произошло с руководителем другой группы накануне. Благо, обошлось без травм.

Мы вышли из лагеря в 5 утра, и бодро насколько возможно зашагали по следам наших предшественников. Перед ледником мы все вшестером встали в связку, я шёл замыкающим, так как инструктор сказала, что я, будучи самым тяжелым, стану неплохим якорем на случай если все впереди идущие начнут куда-то падать. Было очень кайфово идти через ледник, по ровному твердому снегу, никуда не проваливаясь. В одном месте следы были в кучу, и я сразу понял, что именно тут вчера был инцидент. Проходя, мимом не удержалась, чтобы не заглянуть в трещину, и в очередной раз про себя подумал, что лучше всё таки никуда не падать.

Идём по леднику Аксай. Утро
Идём по леднику Аксай. Утро

Мы довольно быстро дошли до первого сложного участка - семиметровой скальной стенки, на которую надо было залезть. Почему-то с этого момента всё пошло не так. Не вдаваясь в подробности, из-за взаимного недопонимания и тупняка потеряли там кучу времени и сил. После ещё долго шли по гребню, с которого, конечно, открывался потрясающий вид во все стороны, но в остальном наслаждаться было трудновато. Мы продолжали тупить в связках, периодически дергая друг друга, а также проваливаясь в уже подтаявший снег. Когда я в очередной раз пробирался куда-то среди глыб, мой ледоруб (взятый в аренду), закрепленный сзади на рюкзаке за что-то зацепился. Были слышны лишь несколько постепенно отдаляющихся звонких ударов об скалы инструмента, который я с тех пор больше не видел. Потом ещё один сложный участок проходили долго, и пока всех ждали, сидели на заснеженном склоне, поджариваясь на солнце, оно в горах весьма беспощадное.

Идём на Бокс
Идём на Бокс

Дойдя до вершины, особо не успели насладиться триумфом, так как уже и без того изрядно отставали от графика, а одному из ребят стало хреново, и его надо было быстрее спускать в лагерь. К счастью, он мог идти самостоятельно в связке с инструктором для безопасности, но мы забрали его вещи, добавив таким образом веса в собственные рюкзаки. Спускались по кулуару с большим количеством рыхлого снега, поэтому частенько проваливались почти по пояс или падали, проезжая некоторые участки на жопе. Хоть и без лишних приключений, спуск после тяжелого подъёма тоже занял немало времени и в лагерь мы зашли около семи вечера. Таким образом весь поход занял у нас четырнадцать часов. Ребята в лагере хлопали нам, всячески приветствовали и подбадривали, поздравляя с новой горой, а мне хотелось всех просто послать по известному адресу. Если после первых двух восхождений по возвращении на базу, меня накрывала эйфория, то в этот раз я чувствовал полное физическое и моральное опустошение.

Надеваем страховые системы
Надеваем страховые системы

Финальное же наше восхождение, снова на пик Рацецка, только другим маршрутом, сложности 2Б, оказалось лучшим для меня. Таня, инструктор, предложила мне лидировать, так как ещё на скальных занятиях сказала, что у меня неплохо получается лазать. Наконец-то мой рост пригодился не только для баскетбола и доставания банок из антресоли. Я сначала, разумеется очковал и сомневался, но получил поддержку и одобрение от всех ребят. Ощущения, конечно, классные - в начале смены ты вообще не понимаешь, что делаешь и всегда тащишься среди отстающих, а вот ты уже идешь первым в своей группе, проващивая верёвки и точки страховки для всех остальных, ощущая некий груз ответственности. Сразу скажу, что у меня всё прошло отлично, хоть и не идеально: снова тупил с узлами, пару раз подумал, что вот сейчас сорвусь, несколько раз долго смотрел на скалу и не понимал, где тут лезть, но вот я здесь. У ребят были свои приколы, которые я не мог видеть, пока шёл впереди, но это они пусть сами рассказывают. Тут уже, отдыхая в лагере, я ощущал более спокойную и ровную радость, удовлетворение, чувство сделанного дела, и, разумеется, легкую грусть, от того, что всё подходит к концу.

Задумался о бесконечном-вечном
Задумался о бесконечном-вечном

Помимо различных открытий и инсайтов, настоящим откровением для меня стало употребления колы в горах. На большой высоте она оказывает на тебя офигенный животворящий эффект, придавая силы и бодрости, да ещё и кажется намного вкуснее, и вполне нормально пьётся даже без вискаря.

На пике Рацека с командой и колой
На пике Рацека с командой и колой

В целом вот и всё, так прошло моё первое в жизни, и надеюсь не последнее, приключение в горах. Могу очень много об этом говорить, но дальше лишь постараюсь вкратце изложить, что было после. Продолжение следует.

Трофеи
Трофеи