Найти тему

ДВА ДНЯ БЕЗ СВЯЗИ

Спросите любого дальневосточника, что такое Суйфэньхэ, Хэйхэ или Фуюань? Каждый без запинки ответит - близкие к нам китайские города. В Суйфэньхе, то есть в Суньку, можно добраться через Приморье. Расстояние 200 км. А до Фуньки, как ласково называют Фуюань, всего 65 километров по реке. Ну а Хэйхэ вообще расположен напротив Благовещенска. И связан с ним мостом и регулярным сообщением через Амур.

Из всех названных городов самый маленький Фуюань. Райцентр. Там всего-то 20 тысяч жителей. Или чуть больше. А еще совсем недавно, лет 50 назад, он и выглядел как поселок: рыбацкие лачуги, бедно одетые люди и полное захолустье. И городом он стал называться где-то ближе к середине ХХ века. А раньше на его месте была крошечная деревушка Суйюань. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь сюда станут сотнями сновать туристы! Так ведь теперь снуют! Причем круглый год.

Фуюань и расцвел-то за счет русских челноков, которые в 1990-е тоннами скупали копеечные китайские тряпки и возили их в совсем голый «совок», как мы сами называли нашу ободранную как липка Родину.

-2

Со временем на месте фуюаньских развалюшек стали появляться солидные высокие дома. А с улиц поселка широким гребнем весело и по-китайски шустро вычесывались блошки трущоб. Сейчас это вполне современный городок. Он аккуратно нарезан тортиком - вдоль Амура и поперек него - от реки к сопке. Не заблудишься, даже если захочешь. Да и турист сейчас совсем другой. Давным-давно канули в Лету челноки- коммерсанты с огромными клетчатыми сумками.

Если вы хотите познакомиться с древней историей великого Китая, окунуться в его культуру, напитаться его вековой мудростью, в Фуюане вам делать нечего. А если надо пару дней отдохнуть от трудовых будней, то это сюда, к нашим гостеприимным соседям.

-3

На китайском катере против течения за 4 часа с копейками мы добрались до Фуюаня. На таможне красуется транспарант «Россия - Китай одна семья». Очень душевно! И в подтверждение того, что мы - одна семья, нас встретила куча радостных «родственников». Прямо в нашем туристическом автобусе. Они тараторили на ломаном русском, спрашивали наши имена, представлялись как Саша, Лена, Юра и совали свои визитки. За пару минут у меня в руках оказалась целая колода ярких заманушек. Тут тебе и шубы, и обувь, и массаж, и рестораны. И все со скидками.

Площадь, на которую выходит крыльцо нашей гостиницы, со всех сторон окружают магазинчики. Их хозяева бегут навстречу зазевавшимся туристам и тащат к себе:

- Ты только посмотри, не покупай, только посмотри!

Ага! Можно подумать! Живым от китайского бизнесмена не вырвешься. А хотелось для начала погулять, осмотреться.

-4

Я давно не была в Фуюане. И едва узнавала знакомые места. Изменились и люди, и дома, и машины. Много мотоциклов. И совсем нет самокатов. Широкие улицы с такой же, как у нас, разметкой. Светофоры, множество видеокамер. А пешеходы, как и прежде, переходят улицу как вздумается и где захочется. Такси, поездка на которых стоит 5 юаней в любой конец Фуньки, снуют по улицам, ищут своих пассажиров. Стоит махнуть рукой - и они спешат к тебе с другой стороны дороги, даже через две сплошных линии.

Кстати, и курить здесь можно практически везде. А возле надписи «No smoking» стоит пепельница.

-5

Одно из мест притяжения фуюаньцев - широкая пешеходная улица, уходящая вдаль. Местный «Арбат». С самого утра здесь общаются торговцы, оставив раскрытыми настежь свои магазинчики. Чуть что - бегут к потенциальному покупателю со всех ног. А что еще вернее - тут же, на «Арбате» вербуют русского ротозея. Заговорят его, закружат, околдуют.

- Пойдем ко мне, посмотришь туфли хорошие! Много! Новая коллекция! - тащит в свое обувное королевство Настя, которую, конечно, зовут иначе.

- Потом, Настя, потом, - пытаюсь оторваться. - Мне в гостиницу надо.

- Не надо в гостиницу, ко мне надо!

- Только в туалет схожу и вернусь, - пытаюсь я как-то отвертеться.

- Не ходи, ко мне пошли, все у меня есть.

И затащила! Впрочем, я не сильно сопротивлялась - самой было любопытно посмотреть внутренности обители хозяйки магазина.

Узкая дверь в стороне от обувного зальчика - мне туда. Но возле двери сидит и обедает чем-то пахучим Настина помощница. Увидев меня, она бросает свои палочки, спешит навстречу, улыбается и ловит направление моих взглядов. Смотрю на детские пинетки - она несет пинетки. Глянула на кроссовки - сразу вытаскивает несколько пар.

Настя говорит ей что-то, и помощница кивает, ведет меня под локоток к заветной двери.

Узкий короткий коридорчик с обеих сторон заставлен обувными коробками. Слева крошечная индукционная печка, на ней кастрюлька. Чуть дальше справа неприметная дверь в туалет, где развернуться может только миниатюрная Дюймовочка.

- Настя, а где ты живешь?

- Тут и живу, - вон, на втором этаже, - машет она рукой в сторону узенькой лестницы, которую не сразу и заметишь. - У меня там склад, много обуви. И я там сплю, - улыбается Настя. - Ну ты смотри, смотри какие, - и она ведет меня к своим бесконечным стеллажам. - Купи эти, как босиком в них будешь! Подошва скручивается, вот мягкая какая! Я уступлю! За сколько ты хочешь?

- За три рубля! - говорю я, и Настя хохочет во весь голос. Помощница ее тоже хохочет. И торговец соседнего магазинчика радостно улыбается - он затаился у входа, собирается потом перетащить меня к себе.

Ну что сказать? Уговорила-таки Настя меня на туфли, хоть я и не планировала! И даже дала тапочки в подарок.

************************

Мне очень хотелось посетить местный краеведческий музей. В прошлый мой приезд он только формировался, но экспонаты тогда произвели неизгладимое впечатление. Потому что в предметах быта, одежды, посуды и всего прочего я узнала утварь наших родненьких нанайцев, ульчей и удэгейцев. И даже лица на картинках - один в один! Видимо, были они когда-то одним народом, жили в соседних стойбищах. Вместе промышляли рыбалкой, охотились в хехцирской тайге.

Но мне сказали, что нет тут краеведческого, есть только музей рыбы.

- Зачем мне рыбы? Не хочу рыбу! - капризничала я.

- Можно экскурсию сюда, - показывал проспект с картинками Саша. - Хочешь? И сюда. Завтра утром поедем. Брат мой повезет, Юра. Он русский не говорит, у него телефон переводчик хороший...

-6

Утром едем в древний храмовый комплекс «Дунмин». Я хорошо понимаю, что никакой он не древний. Самый что ни на есть новодел. Но почему-то у китайцев все такие места сразу получаются величественными. И от них веет стариной и мудростью.

-7

Будто сам Будда восседал на этих тронах, сам Конфуций ходил по серым ступеням и зажигал ароматные палочки. И от дыхания вечного Дао беспрестанно звенят колокольцы. Ручная роспись, крыши-пагоды, резные ворота. Множество богов и божков, у каждого своя профессия.

-8

Признаюсь, Дунмин производит впечатление. Здесь хочется думать о вечном.

Оттуда долго едем на самый-самый восток. Ехать весело, из автомобильной магнитолы звучит задорная китайская музыка. Дорога хорошая, широкая. Проезжаем мимо поселков, мимо рисовых полей, похожих на болота.

- Включи русскую музыку! - говорит кто-то из глубины микроавтобуса.

Водитель не понимает, трясет головой.

- Раша, раша, ля-ля-ля! - пытается объяснить настойчивый турист.

- Дома будешь русскую слушать! - со смехом возражают его соседи. - Наслаждайся китайской культурой!

Но водитель уже догадался, о чем просили. Потыкал в свою магнитолу и через мгновенье на весь салон загрохотало: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!»

Туристы переглянулись, посмеялись и стали дружно подпевать хору Александрова.

-9

Огромный иероглиф видно издалека. Вокруг него кипит стройка. Туда-сюда снует техника, повсюду стоят блоки плитки. Рабочие заняты своими делами, на туристов совсем не обращают внимания.

-10

- Куда мы приехали? - спрашиваю в телефон-переводчик водителя Юру.

- Это самый большой иероглиф в Китае. Он означает «Восток». Мы на самой восточной точке страны - отвечает Юра через телефон.

- Здесь сливаются Казакевичева протока и Уссури, - объясняет осведомленный незнакомый турист. - Мы в Китае, а справа Россия - Казакевичево, пограничное село. Слева тоже Россия, Большой Уссурийский. Воооон, видишь, часовня святого мученика-воина Виктора Дамасского. Это наша сторона. А левее китайская. А воооон, мост из Китая на остров, - бесцеремонно разворачивает он меня в правильном направлении. - У них он называется остров Хэйсяцзы.

-11

Казакевичево и правда совсем рядом. На китайской стороне установлены несколько биноклей, чтобы можно было наблюдать за жизнью соседей. Но посмотреть в них не получилось - нужно прикладывать телефон с QR-кодом.

И вдруг из села - ба-бах! - выстрел пушки. Поднимается белый клубок дыма.

- Это приветствуют китайский корабль, - опять поясняет осведомленный товарищ.

Строительство идет ударными темпами, так что скоро эта площадь будет местом притяжения туристов. В том числе и китайских. Тут уже работают магазинчики и сувенирные лавки. Хотя в них тоже идет ремонт. Ну и ладно, и ничего. Туристы не в обиде, нам даже нравится, что здесь повсюду кипит жизнь, и все меняется при нас, то есть буквально на глазах.

- Ночью поедем еще на экскурсию, - сообщает через телефон Юра.

- Куда?

Но водитель не отвечает. Он улыбается, кивает несколько раз и заводит машину.

*************************

Потемну мы двинулись в новое путешествие. По пути заехали на заправку.

- Ого, литр 92-го стоит 7,85 юаней! - выглянул в окошко земляк-турист, который днем заказывал русскую музыку. - На наши деньги это сколько же... это 102 рубля!

- Странно, что такси здесь так дешево.

- Таксисты на государственной зарплате, наверное...

- Да тут расстояния детские, куда дороже брать?

За этим животрепещущим разговором не заметили, как заехали на сопку. На самую ее вершину. Там стоит красавица-пагода. Днем ее видно с реки - она черным пупком торчит над сопкой. А сейчас горит ярче самой яркой рождественской елки.

-12

Пагода совсем новенькая, ее построили где-то в 2010-м. Плюс-минус. На втором этаже картинная галерея и еще что-то. Только нас туда не пустили. Я было сунула нос, но неудачно. С пагоды весь Фуюань - как на ладони. А дальше - темная полоска реки и снова огни. Большой Уссурийский остров, вернее Хэйсяцзы.

-13

- Отсюда бы фуникулер на ту сторону! Тогда бы - вжик - и почти дома!

То ли у меня возникла эта мысль, то ли кто-то рядом это сказал. Я даже не поняла.

Обошли пагоду кругом. Отовсюду она красавица. Только вид с нее разный. Обратная сторона смотрит в чернильную пустоту. Там глухая тайга, бурелом и дикие звери.

На наших часах одиннадцать вечера. А на китайских девять. В городе все магазины, кафе, массажные салоны открыты. Ранним утром глянешь - опять все открыто. Когда они спят?

-14

С погодой нам повезло. Ветра нет, приятная прохлада - замечательно для прогулки. Тихая улица привела на набережную. Нет, на НАБЕРЕЖНУЮ. Вот так уважительно хочется ее назвать. Просторную, ухоженную, с множеством площадок для занятий спортом, с красивыми светильниками и нарядными дорожками. А народу - по пальцам пересчитать. Кажется, что картинка замерла. А вот сейчас отомрет и, как в фильме «Лангольеры», вдруг проявится шумная толпа. Забурлит и двинется во все стороны, что не проехать - не пройти.

-15

Да, огромный прибрежный парк для такого маленького городка - это впечатляет.

У воды несколько рыбаков. Стоят неподвижно, смотрят на свои поплавки.

К парапету подошел серьезный молодой человек. Постоял задумчиво, прикурил сигарету.

- Нехау! - говорю ему.

- Нехау! - радостно заулыбался парень. И заговорил что-то на китайском.

А я ткнула в него пальцем и повела рукой в сторону реки:

- Чина - Хэлудзян?

А потом ткнула в себя и снова на реку:

- Раша - Амур!

Кажется, что он понял. Закивал:

- Хелуджян, Хелуджян, Рашея.

- Си, Рашея, Россия, Амур.

- Амор, щи, Рашея.

Мы еще несколько минут обменивались этой информацией. Наш диалог сильно напоминал разговор из «Ну, погоди!»:

- Заяц- Волк; -Заяц - Волк; -Заяц - Волк...

Мы разошлись, довольные друг другом. Хорошо поговорили!

-16

Гуляем дальше. Присели на скамейку в уютной беседке. Перед нами на площадке кучкуются несколько бодрых старичков.

Высокий статный дедок ставит на землю колонку и в 8 утра по местному времени включает музыку. Пружинистой походкой он начинает шествие, делая ритмичные движения руками. За ним пристраиваются другие бабушки-дедушки. Так и пошли - гусеничкой. Подходили еще люди, становились в хвост. Я тоже присоединилась, сделала кружок. Устала!

-17

На обратном пути наткнулись на красивое здание из красного кирпича. С претензией на готику. Оказалось, это и есть музей рыбы. Ну, раз зовет, надо зайти. Посмотрели на знакомых карасиков и карпов, подивились на огромных сомов и двухметровых калуг, которые проплывали над нашими головами в проходах-аквариумах. Неужели такие гиганты водятся в Амуре?

-18
-19

А на втором этаже - сюрприз! Вот они, наши нанайцы и другие народности с нижнего Амура! Все-таки краеведческий кусочек сохранился.

На обед едем к очередному Саше - Саш здесь много. Этот еще вчера заручился нашим обещанием отобедать в его ресторане. Ждал нас у гостиницы. Бесплатно довез, покормил (за деньги), бесплатно вернул на место.

Саша хорошо говорит по-русски. Рассказал, что его семья - это жена и 17-летний сын. И бизнес его - семейный.

- А почему в городе  не видно детей? - задаю вопрос, который меня давно мучит.

- Дети в школе. Они там с утра до вечера, по улицам не болтаются.

- Разве сейчас не каникулы?

- Нет, каникулы в июле-августе. А у выпускного класса вообще две недели. Им поступать, а экзамены у нас сложные. Пробиться в институт могут единицы.

******************

Вечером по «Арбату» фланирует народ. Садятся за столики, чтобы покурить, пьют пиво, просто общаются. Мы тоже уселись на лавочку, участвуем во всеобщем гулянии. Если кто смотрит на нас, говорим «Нихау!» Все улыбаются, тоже здороваются. На площадку выезжает скутер, на нем трое парнишек лет шестнадцати. За рулем мелкий, посредине высокий - симпатичный, лохматенький. Сзади опять мелкий. Останавливаются, к ним подходят две девочки. Одна - просто куколка. И знает это. Глазки подкрашены, губки блестят. И юбчонка коротенькая. Пококетничали они с мальчиками, обменялись телефонами.

С удовольствием наблюдаем за молодежью, они это заметили.

- Здрасьте! - крикнул нам тот, что сидел посредине.

- Ух ты! Ты по-русски говоришь? - удивилась я. - Ну, здравствуй!

Парни сделали круг, подъехали к нашей скамейке. Высокий спешился, подошел, показывает мне свой телефон - переводчик. Там написано:

- Ты что сказала?

- Красивый мальчик, красивая девочка, - смеюсь я в его телефон.

- Спасибо! - отвечает он. - Ты тоже хорошо выглядишь.

Уселись на свой скутер и поехали дальше.

Ну, разве не мило?

-20

Хорошо в Фуньке, душевно. Только сложно без связи. Роуминг тут конский, WhatsApp вообще отсутствует. И в телевизоре все программы исключительно на китайском. Впрочем, оно и к лучшему. Отдыхать, так уж отдыхать! Ничего за два дня с вами не случится.

______________________________________________________________________________

Спасибо, что дочитали. Поставьте лайк, если понравилось. И подпишитесь, ведь впереди еще много разных рассказов.