29 июня – дата рождения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери – это повод представить его книгу в нашей рубрике «Искусство о войне».
Имя Экзюпери ассоциируется у нас не только с книгами, но и с самолётами. Экзюпери сначала и всегда был лётчиком, а потом уже стал писателем. Но лётное дело он не бросал, даже будучи автором нескольких книг, и погиб он в воздухе. На множестве фотографий Экзюпери запечатлён в костюме военного лётчика. На них смотри на зрителя небольшого роста человек в лётном комбинезоне, маленький острый нос вздёрнут, волосы зачёсаны назад под военную пилотку.
В 20-х годах Экзюпери проходил службу на авиационном полку, стал лётчиком, и после армии работал в гражданской авиации, летал в Африке и в Южной Америке. Этот опыт и лёг в основу его книг, которые принесли ему известность.
Уже будучи знаменитым, в 1936 году он отправляется работать военкором на гражданскую войну в Испанию. А в 1939 году, когда началась Вторая Мировая война, добровольно мобилизуется в авиачасть Франции дальней разведки, и отвергает должности менее опасные, которые ему, как уже известному писателю, настойчиво предлагали.
«Военный лётчик» – вот книга Экзюпери, которая рекомендуются сегодня к прочтению. В её основу легли события военной кампании 1940 года во Франции, в которой она потерпела жесточайшее поражение. Французы сопротивлялись всего лишь полтора месяца и всё разворачивалось у французского писателя на глазах.
Французская армия была дезорганизована и дезориентирована под натиском фашистов. Дороги запружены беженцами, которые шли не зная куда, и отступающими войсками. В функции подразделения, где служил Экзюпери, входила авиаразведка. Всего по всей Франции оставалось 50 экипажей дальней разведки, из 23 экипажей в его авиагруппы, остались только 6. Каждый вылет грозил смертельной опасностью. Из трёх рейсов возвращался только один самолёт.
В книге описывается один такой вылет. Капитан Экзюпери был командиром и непосредственно управлял самолётом. Он получил задание полететь над городом Аррасом и сфотографировать позиции немцев. Задание это бессмысленное, каждый военный уже понимал, что участь Франции предрешена, и никакие добытые сведения не исправят положения, да и скорее всего, не понадобится. Но штаб по инерции запрашивает данные, и Экзюпери отправляется выполнять бессмысленное, опасное и невыполнимое задание.
Экзюпери считался романтиком, его проза очень нежна и рефлексивна. Не даром самая популярная книга Экзюпери – детская, это повесть-сказка «Маленький принц». И вроде, что может быть романтичнее самолётов? Но у военной авиации другой, неромантический флёр.
Человек, будучи подключённый к железной машине шлангами и приборами, становится частью механизма, сеющего смерть.
Экзюпери и его команда совершают полёт на высоте 10000 м – подумать только! Кислорода на пределе, пулемёты замёрзли, педали нажимаются с трудом. Его самолёт чуть не попал под атаку звена немецких истребителей, но он ведёт его, чтобы выполнить миссию, которая может вполне оказаться смертельной.
На такой высоте по-другому течёт время, ты и мыслишь по-другому, чем когда находишься на земле. Это совершенно другой взгляд. Лётчик смотрит на мир, а точнее, на войну, сверху. Экзюпери размышляет о судьбе своей Родины, он обдумывает бегство военных и гражданских, свидетелем которого он стал, он оправдывает свои действия, и как художник придаёт им смысл. Войну он обдумывает как всепожирающий хаос. Всё это смешивается и чередуется у него с далёкими сценами из детства, и недавними воспоминаниями – Экзюпери перебирает в памяти погибших товарищей.
Из этого рейда Экзюпери удалось вернуться, повесть-эссе «Военный лётчик» тому свидетельство. Он написал ещё несколько книг, совершил ещё несколько вылетов. Но 31 июля 1944 года Экзюпери отправился в свой последний разведывательный полёт, из которого уже не вернулся.
Дмитрий Селезнёв (@Записки старого шахтёра ) специально для @wargonzoya
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4817 7601 3171 9092