- Да уж, лучшего момента ты и придумать не мог, - язвительно усмехнулась Людмила.
- Я решил, что нечего тянуть кота за хвост, если вопрос давно назрел, - равнодушно пожал плечами Евгений. Пушистый полосатый Жулик на всякий случай залез за диван - мало ли что хозяин учудит в такой ситуации? А хвост-то не казенный...
- Я отдал нашему браку пятнадцать лет, - продолжал мужчина. - Дом построил, дерево посадил, сына вырастил, пора на волю. Душно мне с тобой, понимаешь? Хотя... Ничего ты не понимаешь. У тебя вообще хоть какие-то интересы остались, кроме жр.атвы и сериалов? А ведь раньше ты была не такой, Люда. Раньше мы с тобой встречали рассветы на Енисее и на концерт за тысячу километром зайцами на поезде мотались. Вот куда все это делось? Жить я хочу, Люда. ЖИТЬ, а не влачить вот такое жалкое существование. Так что не обессудь. Если ты действительно меня любишь, то не будешь закатывать истерик и пожелаешь счастья в новых отношениях. А Лёвка... Лёвка мужик, он меня поймет.
Людмила просто молча слушала этот словесный поток, не зная, куда деться от стыда, горя и гнева. Ее муж, ее любимый и обожаемый Женя на следующий же вечер после дня рождения сына вот так вот просто сообщает, что у него есть другая, и он уходит к ней! Хотелось орать, швыряться вещами, бить посуду, но Людмилу будто парализовало, и она, не говоря ни слова, наблюдала, как Евгений собирает вещи.
Наконец, покидав свои пожитки в два больших чемодана и пообещав вернуться за остальным позже, он ушел, оставив жену и сына.
- Мам, а куда отец на ночь глядя ушел с вещами? - удивленно спросил Лёва.
- А ты догадайся! - зло процедила Людмила.
Только зайдя в ванную, она дала волю слезам. За что?! Почему?! Она же была образцовой женой и матерью! Она так старалась ради семьи! Она не растолстела после родов, даже наоборот, похудела на несколько кило и вообще всегда следила за собой. Она не погрузилась с головой в материнство, забыв обо всем на свете - она старалась быть активной и увлекающейся. Она во всем поддерживала мужа, особенно когда у него были серьезные проблемы. И что взамен? Ее просто выкинули, как грязную тряпку, потому что на горизонте замаячило что-то более молодое.
Развод последовал незамедлительно - очень уж Женечка спешил в новую жизнь. По поводу раздела имущества и детей споров не было - квартира принадлежала Людмиле, на машину и дачу она не претендовала, денежные накопления поделили пополам, а единственный ребенок Лёвка оставался с матерью. Ну понятно, зачем папаше с сединой в бороде и бесом в ребре своенравный подросток, когда надо активно строить личную жизнь?
Людмила кое-как собрала себя в кучу. Надо было жить дальше хотя бы ради сына, который только-только получил свой первый паспорт.
Развод родителей повлиял на Лёву самым негативным образом - все-таки парень был очень привязан к отцу. Конечно, Евгений обещал, что в их общении с сыном ничего не изменится, но про все свои обещания он радостно забыл. В лучшем случае пару раз в месяц выкраивал часик-другой, чтобы сходить с Лёвой в фаст-фуд или прокатиться по городу, а потом мчался к своей новой любви.
Естественно, все раздражение подросток сливал матери, как будто это она была виновата в том, что он не интересен родному отцу. Людмила старалась сглаживать углы, объясняла Лёве, что не всегда наши планы удается воплотить так, как хочется, но подросток будто не слышал ее.
- Это переходный возраст, - успокаивали подруги. - У нас точно так же было. Скоро этот ужас закончится.
И этот ужас действительно закончился. Сменившись другим.
За две недели до начала сдачи ЕГЭ Лев заявил матери, что не собирается поступать в вуз.
- Никому эта вышка не нужна, - сказал он. - Чего зря штаны просиживать? Надо действовать!
- И как же ты собираешься действовать? - со скептической усмешкой поинтересовалась Людмила.
- Надо свой бизнес открывать, - важно ответил сын. - Или в крипту вкладываться.
- Лёва, ты что такое говоришь?! - воскликнула Людмила. - Какой бизнес? Какая крипта? Нужно получить нормальное образование и профессию!
- И толку-то с этого образования? - фыркнул парень. - Да сейчас все меняется так быстро, что мне этим дипломом можно будет только в туалете подтереться. Не нужно сейчас никому это образование.
- Сейчас полно востребованных профессий, - возразила мать. - Ты же в IT собирался?
- Айтишником можно за три месяца стать, безо всякого универа.
Людмила схватилась за голову - вот что делать с упрямым сыном? Казалось, что он уже все для себя решил. Женщина перебрала в памяти всех знакомых, которые даже ПТУ не окончили - более-менее успешными стали только трое, да и то двое потом все же получили "вышку", потому что в еще относительно молодом возрасте поняли, что без образования никуда. Третьему просто повезло с наследством, а вот остальные... Ни нормальной жизни, ни работы, ни семьи, все какое-то никчемушничество. Такой судьбы Людмила для сына не хотела. Но как убедить его продолжить учебу?
Очень уж ей не хотелось набирать знакомый номер... Но за последнее время Лёва наладил общение с отцом, поэтому пришлось просить Евгения повлиять на их общего ребенка.
Впрочем, бывший муж взглядов Людмилы не разделял.
- Оставь парня в покое! - раздраженно гаркнул он в трубку. - Хочет? Пусть поступает. Не хочет? Его дело. Ему через три месяца уже восемнадцать стукнет, он уже почти совершеннолетний.
- А что толку, что восемнадцать? - рассердилась Людмила. - С совершеннолетием у человека автоматически появляются и профессия, и работа? Как, где и на что он дальше будет жить, ты не подумал?
- А почему об этом думать должен я? Ты его мать, так что это твоя головная боль. Все, больше не звони мне.
Послышались короткие гудки. Вот и поговорили... Людмила поняла, что бывшего мужа совершенно не волновала дальнейшая судьба Лёвы. Зачем думать о том, как молодому человеку жить дальше, пусть мать с этим колотится! И Людмила поняла, что ей придется проявить твердость характера.
ЕГЭ Лев сдал более-менее сносно. Людмила до последнего надеялась, что он возьмется за ум и подаст документы в вуз или хотя бы колледж, но парень даже не помышлял об этом - все свое время он проводил на улице с друзьями или в комнате с телефоном или компьютером. Женщина терпела еще какое-то время, а потом вызвала сына на разговор.
- Я так понимаю, что учиться ты по-прежнему не собираешься? - это был скорее не вопрос, а утверждение.
- Ну типа, - поежился Лев, понимая, что этот разговор не сулит ему ничего хорошего.
- Хорошо, - спокойно сказала Людмила. - Ты уже взрослый, и я не имею права тебе приказывать. Только вот скажи мне пожалуйста, как ты собираешься себя обеспечивать?
Парень завис. Он явно не был готов к такому вопросу!
- То есть, как это... - пробормотал он. - Как это - обеспечивать? Я же с тобой живу!
- И что?
- Ну так ты же моя мать... Ты обязана...
- Я тебе уже две недели ничего не обязана, - усмехнулась Людмила. - Ты полностью дееспособный и трудоспособный человек. И если уж ты собираешься и дальше жить со мной под одной крышей, изволь вносить свой вклад - половину коммуналки и продукты.
- Но куда ж я устроюсь! - в панике воскликнул Лев.
- Ты вроде как бизнес собирался мутить и крипту майнить? - ядовито улыбнулась Людмила. - Вот и приступай.
Лев был в шоке. Еще пару минут назад он был любимым сыном, который бед никаких не знал, а теперь его гонят на работу!
Он и так, и этак пытался задобрить мать, но та четко обозначила свою позицию: "либо будешь учиться, либо идешь зарабатывать. Мне дармоед дома не нужен". Лев кинулся было к отцу, но Евгений ясно дал понять, что весь свой отцовский долг выплатил сполна и больше сыну ничего не обязан. Евгений в тот момент переживал не самый приятный период в жизни: молодая пассия его бросила, поэтому проблемы сына - это последнее, о чем он хотел беспокоиться.
Парень долго думал, как выкрутиться из сложившейся ситуации, и в его голову пришла гениальная идея.
- Я знаю, где мне взять деньги.
Людмила отвлеклась от чтения и взглянула на сына. Тот смотрел на нее, улыбаясь во весь рот, и от этой улыбки становилось не по себе.
- И где же? - спросила женщина.
- А очень просто. Я продам свою долю в квартире.
У Людмилы земля ушла из-под ног. Хорошо, что она в тот момент сидела в кресле!
- То есть... Как это продашь долю? - опешила она.
- А вот так, возьму и продам. Имею право.
Сказав это, он развернулся и ушел в свою комнату. Людмила заметалась в панике, но потом, умывшись ледяной водой, заставила себя мыслить ясно. Ситуация явно выходила из-под контроля. Когда-то давно она сама выделила долю ребенку, чтобы защитить его права, а теперь вот такая ответочка прилетела - сын собирается продать свои квадратные метры каким-то посторонним людям! Представив, что вскоре будет жить в коммуналке, Людмила едва опять не впала в панику, но вовремя взяла себя в руки.
Она позвонила старой приятельнице, которая много лет работала в агентстве недвижимости. Женщины встретились в кафе, чтобы за чашкой кофе обсудить сложившуюся ситуацию. Которая, увы, складывалась не в пользу Людмилы.
- Прости, Людочка, но твой сын имеет полное право распоряжаться имуществом по своему усмотрению, - вздохнула подруга, помешивая улун в чашке. - Ему уже восемнадцать.
- Но что же теперь делать?! - Людмила едва не плакала от отчаяния. - Неужели мне придется делить мою светёлку непонятно с кем? А если он назло мне продаст свою долю мигрантам и ко мне въедет весь кишлак?!
- Извини, но закон на его стороне, - развела руками риэлторша. - Хотя... Есть один вариантик...
- Ты что, серьезно?! - Лев не верил своим ушам.
- Серьезнее не бывает, - холодно ответила Людмила и показала пакетик с деньгами. - Вот здесь два миллиона рублей.
- Но это же больше, чем стоит моя доля...
- Да. Считай это жестом доброй воли. НО! - Людмила подняла палец вверх. - После того, как мы оформим сделку, никаких претензий у тебя ко мне больше никогда не будет.
- А ты в свою очередь не будешь лезть ко мне с поучениями? - фыркнул Лев.
- Не буду. Ты уже взрослый, живи, как хочешь.
Вскоре оформили куплю-продажу его доли в квартире матери. "Господи, какой бред! - думала Людмила. - Покупаю недвижимость у собственного сына, которую сама же ему в свое время и подарила! Да уж, высокие, высокие отношения!" Пришлось выложить почти все свои накопления, но другого выбора не было - либо так, либо коммуналка.
Получив деньги, Лев тут же съехал. На вопрос, как и где он будет дальше жить, парень лишь махнул рукой, мол, не твое дело, мать, сам разберусь. Людмила лишь вздохнула. Да уж... Впервые взяв новорожденного ребенка на руки, она никак не могла подумать, что во взрослую жизнь он вступит вот так.
Но что сделано, то сделано. Лев получил на руки два миллиона рублей и отбыл восвояси, а Людмиле теперь предстояло строить свою жизнь уже не только без мужа, но и без сына.
Поначалу было сложно, женщина даже не понимала, каково это - жить одной. Одна она никогда не жила - проживала сначала с родителями, потом вышла замуж. Родился Лёва... Какое уж тут одиночество! Она даже с трудом могла припомнить выходные, проведенные не с семьей. А теперь вот в квартире осталась только Людмила... и Жулик! "Ну хоть кто-то у меня есть рядом!" - грустно улыбнулась она, поглаживая кота.
- А все думала, когда же это случится...
- Так и будешь меня в подъезде держать или впустишь?
- Ну заходи, коли пришел.
Лев неуклюже прошел в прихожую. "Да... - удивился он, - а тут все сильно изменилось!"
Квартира матери действительно преобразилась - было видно, что не так давно здесь сделали ремонт и обновили мебель. Котик выглянул из кухни, окинул Льва равнодушным взглядом и деловито прошествовал в гостиную, подняв хвост трубой. А ведь раньше он радостно мчался к молодому хозяину, чтобы тот скорее почесал его за ушком...
- Ну-с, какими судьбами? - с усмешкой спросила Людмила.
- Да я вот, тортик принес... - промямлил парень.
- Тортик - это хорошо. Идем на кухню.
Людмила взяла из рук сына коробку с тортом, поставила на стол и занялась чаем. Лев сидел на уже совершенно не знакомой кухне и барабанил пальцами по столу. Казалось, что мать нарочно тянет время, испытывает молчанием, будто издевается!
Наконец чай был заварен и подан.
- Ну что, рассказывай, как живешь, - спросила Людмила, отпивая из любимой кружки.
- Да чего рассказывать, - вздохнул Лев. - Я в полной ...опе, мам.
Людмила ничего не ответила, лишь смотрела на сына цепким, строгим взглядом. Пришлось продолжать.
- Я тогда к другу жить поехал. Миллион мы сразу в дело вложили. Решили открыть VR-арену по франшизе. Но... не пошло дело, только в долгах остались. Почти пятьсот тысяч сверху пришлось отдать. Еще пол-ляма где-то осталось, но... короче, я их отцу отдал.
Людмилу будто электрическим разрядом пронзило.
- Таааак, а вот это уже интересно, - прищурилась она. - Что значит - отдал?
- Да он сказал, что у него есть наводка на верное дело. Тоже франшиза, но на этот раз ал.комаркет. Я подумал - народ же у нас любит прибухнуть, особенно в пятницу и по праздникам! Так что тут точно деньги рекой польются.
- Но опять не выгорело, да?
- Не выгорело... Отец сказал, что к нему пришли серьезные дяди из известной торговой сети и сделали предложение, от которого невозможно отказаться.
- Ну понятно, - вздохнула Людмила. - В итоге у тебя ни денег, ни работы, ни жилья, и ты аки блудный сын решил вернуться обратно в родное гнездо.
- Ну типа... - мрачно пробурчал Лев.
В этот момент ключ заворочался в замке.
- О, а вот и Рома! - обрадовалась женщина.
- Что еще за Рома? - недовольным тоном спросил Лев.
Рома оказался высоким худощавым мужчиной, чьи темные волосы были слегка тронуты сединой. И судя по тому, что он пришел с букетом цветов, это явно не сосед забежал за солью...
- У нас гости? - с улыбкой спросил он.
- Да, это... Лёва, мой сын, - сказала Людмила.
- О, понятно, - улыбку с лица Романа стерло вмиг. - Хорошо, не буду вам мешать.
С этими словами он ушел в гостиную.
- А ты, как я погляжу, времени даром не теряла, - язвительно произнес Лев.
- Имею право, - ледяным тоном ответила Людмила.
- Вот так значит, да?! - парень завелся не на шутку. - Родного сына выгнала и теперь в нашу квартиру каких-то мужиков водишь?!
- Нашу квартиру? - Людмила подняла брови. - Дорогой мой, напоминаю, что ты сам, добровольно продал мне свою долю. Поэтому теперь это моя квартира, в которой я имею право делать все, что захочу, и приводить сюда всех, кого захочу. Твое мнение здесь перестало играть какую-либо роль, когда ты решил, что сам с усам.
И тут Лёву прорвало. Он орал, что Роман - брачный аферист, который отберет у нее квартиру, и что Лев подаст в суд, дабы признать сделку купли-продажи его доли в квартире ничтожной.
Услышав крики, Роман вышел из комнаты.
- Милый юноша, вы забываетесь! - зычным басом произнес он. - Я никому не позволю так разговаривать с моей будущей женой, даже ее родному сыну! Либо извиняйтесь, либо потрудитесь покинуть помещение!
- Он уже тут командует... - презрительно фыркнул Лев. - Ну ладно, мать, я тебя предупредил. Когда он вышвырнет тебя из нашей квартиры, сама будешь виновата!
Парень ушел, громко хлопнув дверью, а Людмила расплакалась. Конечно, в глубине души ей хотелось наконец-то помириться с сыном, но эта встреча вылилась в очередной скандал. Роман успокаивал ее, обнимая и поглаживая по волосам.
- Я понимаю, как тебе тяжело, - вздохнул он. - Но твой сын - взрослый человек, он свой выбор сделал. Я уверен, что ты с ним еще увидишься, и в этот раз все будет совсем иначе.
- Ты и правда так думаешь? - всхлипнула Людмила.
- На личном опыте знаю, - улыбнулся Роман и поцеловал ее.
У Романа от предыдущего брака была дочь Анастасия, на редкость своенравная и упрямая: так же, как Лев, думала, что разбирается в жизни получше родителей. И в восемнадцать лет, едва получив школьный аттестат, она заявила матери с отцом, что ждет ребенка и через месяц выходит замуж. Новость о беременности дочери шокировала Романа и его жену, но они были готовы помогать ей растить внука или внучку. Однако они категорически возражали, чтобы дочь бросала учебу.
- Возьми академ! - убеждали они, но девушка была непреклонна: хочу, мол, простого женского счастья, а диплом купить можно.
Разругавшись с родителями в пух и прах, она уехала.
И вернулась через три месяца, так как выяснилось, что ее возлюбленный женат и бросать семью ради интрижки с молодой дурехой не будет. На нервной почве Настя потеряла ребенка, какое-то время пыталась как-то устроить самостоятельную жизнь, но потом все равно пришлось вернуться к родителям. Она поступила в университет и хорошо училась. Только вот ее мать и отцом однажды поняли, что их брак себя изжил, и каждый в итоге пошел своей дорогой. А потом Роман встретил Людмилу. Она рассказала, что у нее непростые отношения с сыном, но это его не отпугнуло - он не понаслышке знал, что дети порой отчебучивают такое, что хоть стой, хоть падай.
Эпилог.
Каким образом Лев узнал, когда и где мать будет праздновать свадьбу - неведомо. Людмила грешила на свою двоюродную сестру, наверняка племяшик именно у нее все выведал!
Парень пришел в ресторан, где поднимали тосты за молодоженов, и вручил матери красиво украшенный конверт.
- Вот, поздравляю... - смущенно произнес он. - Это моя доля.
- Спасибо, - кивнула Людмила. - Садись, отпразднуй с нами.
Было видно, что Лев чувствует себя не в своей тарелке, но Людмила понимала, что он изо всех сил старается заслужить ее прощение. На следующий день после банкета они встретились и очень долго говорили о том, что же будет дальше.
Лев рассказал, что больше не встревает в какие-то рискованные финансовые авантюры.
- Хватило мне двух раз! - мрачно усмехался он. - Я вообще сейчас сомневаюсь насчет папашиной задумки - а был ли вообще этот бизнес? Или он просто решил с меня денег поиметь, раз не удалось отсудить у тебя квартиру?
- Мы этого уже никогда не узнаем, - сказала Людмила. - Ты лучше думай, как жить дальше.
- А чего тут думать? Придумал уже все. Мы с Федькой работаем мастерами на час, квартиру снимаем. Получаем прилично, я еще откладываю. Нашел вуз, там вообще можно дистанционно учиться. Так что на этот раз все будет нормально. Ты... прости меня. Я таким ду.раком был!
- Ты главное сейчас берись за ум, - сказала мать.
- Считай, что уже взялся, - виновато улыбнулся Лев. - И вот еще... Можно я приду к вам на выходных?
- Конечно, не вопрос.
- Только не один...
Людмила расплылась в улыбке.
- У тебя появилась девушка? - спросила она.
- Да, Алина. Она замечательная, мам! Считай, что она и заставила меня посмотреть на свою жизнь со стороны.
- Ну что ж, раз такое дело, то конечно приходите, познакомимся.
Лев вскоре ушел - спешил на работу. А Людмила еще долго гуляла по парку, радуясь, что у них с мужем и их детей все идет на лад. Настя в прошлом году вышла замуж и недавно обрадовала отца, что ждет ребенка. И Лёва тоже вовремя спохватился и понял, что нужно получить образование и профессию, которая прокормит. Даст бог, станет заботливым мужем и отцом. А пока... Надо бы вспомнить рецепт любимого яблочного пирога, который сын так обожал в детстве и который Людмила так давно не готовила.