Найти тему
Елена

Работа гидом в Турции (часть 1)

В разгар туристического сезона хочу поделиться своим опытом работы в Турции. Возможно, он будет полезен нынешним или будущим работникам туристической отрасли. Сразу оговорюсь, что работала я в далёком 2014 году и вполне допускаю, что многое могло измениться с тех пор, но, тем не менее, расскажу, как это было у меня.

Работала я в качестве отельного гида от имени туристического оператора (ТО)-Pegas Touristic. Вопреки распространённому мнению о том, что в отельники попадают только прошедшие огонь, воду и медные трубы трансферные гиды, могу сказать, что это не более, чем миф. По крайней мере, политика данного ТО предполагала наличие возможности стать отельным гидом, минуя стадию трансфермена.

Набор производился в конце зимы - начале весны исключительно по резюме. Очных или он-лайн собеседований не проводилось. Каких-либо специфических навыков и опыта работы в туризме в то время от нас не требовали. Например, у меня профильного образования не было, и в туристической отрасли до того момента я не работала ни дня. Поэтому можно сказать, что брали практически всех, кто подходил по неким иным параметрам. Но хочу отметить важный момент, что, начиная с 2013 года, турецкая республика ужесточила правила въезда в страну работников ТО и ввела, так называемые, туроператорские визы. До 2013 года гиды работали по обычной туристической визе сроком на 2 месяца, по истечению которых выезжали за пределы страны и снова въезжали. Формально, судя даже по названию, эта виза не давала право на работу, а только разрешала пребывание в стране. Но с установлением нового визового режима необходимым условием для получения туроператорской визы стало наличие образования в сфере туризма или учёба по туристической специальности для новичков, т. е. тех гидов, кто ранее в туризме не работал. Эта виза уже предоставляла право на работу на территории страны в качестве представителя ТО.

-2

Выдача нам виз происходила организованно. ТО высылал список необходимых документов. Те, кто жил непосредственно в городах нахождения консульств, могли подать документы самостоятельно. Остальные же отправляли их в Москву на имя ТО, а оттуда они уже переправлялись в консульство. Паспорта с визами нам выдали в аэропорту перед вылетом. Расходы за оформление визы, а также за перелёт Москва - Анталия - Москва ТО брал на себя.

По прилёту в Анталию нас разместили в отеле, который стал нашей резиденцией на две недели на время проведения тренингов. Завтракали, обедали и ужинали там же. ТО разделил всех гидов на несколько групп и несколько заездов. Я оказалась уже в предпоследней группе. Наш поток обосновался в Анталии в начале мая. Было нас примерно человек 35. Национальный состав весьма пёстр: больше всего, конечно, россиян и украинцев, несколько человек из Киргизии, ребята из Казахстана, один мальчик - таджик. Все общительные и дружелюбные, молодые и полные задора и огня!

В канун начала тренингов было проведено организационное собрание, из которого больше всего мне запомнилось то, что нам в весьма ультимативной форме сказали, что те, кто не знает английский язык, могут вернуться домой. Но мне думается, прозвучало это больше для острастки, нежели носило какой-либо практический смысл. Забегая вперёд хочу сказать, что далеко не все владели английским языком на должном уровне, что, в принципе, неудивительно, учитывая, что собеседований не было.

-3

Тренинги проходили в одном из анталийских отелей с утра и до вечера на английском языке. Конечно, с перерывами и перекусами, но довольно-таки напряжённо и с большим объёмом информации. Первый день начался с публичного выступления каждого из нас и знакомства друг с другом. Уровень знания языка, как я уже говорила выше, у всех был разный, но те, кто плохо говорил на английском, дополнительно могли изъясняться на турецком. Так или иначе, какой - либо из языков был в приоритете, и владеть одним из них, считаю, необходимым для работы в Турции. Отличительной особенностью работы на анталийском побережье в отличии, например, от эгейского является то, что многие местные работники сферы туризма достаточно неплохо говорят по-русски, и может показаться, что знание иностранных языков необязательно. Но ситуации бывают разные, и лично я убеждена, что хотя бы один из двух языков должен быть разговорным.

Поделены тренинги были на теоретическую часть и практику. Теория заключалась в рассказе нам о принципах самой работы отельного гида. Акцент делается на, так называемый, спич, или, иначе говоря, презентацию экскурсий, которую проводит отельный гид во время информационной встречи с туристами.

Тут, конечно, надо понимать, что основная задача работы отельного гида заключается в продажах, и чем их больше, тем лучше. Существует определённый план продаж, как и в любой торговой сфере, и за этот план региональные гиды будут спрашивать. Несмотря на то, что работали мы с российскими туристами, спич мы учили на английском языке в той его части, когда рассказывали об отеле. Сами экскурсии, конечно, учили на русском. Помимо этого на тренингах были ролевые игры, а после основного занятия пара часов ежедневно уделялась грамматике английского языка. Естественно, тоже на английском языке! Делалось это, скорее всего, исключительно для общего развития. В целом, атмосфера на тренингах царила вполне миролюбивая. Все помогали и подсказывали друг другу.

По окончанию тренингов нас ждал экзамен. Сдавали его небольшими группами по 4-5 человек разным региональным гидам. Не знаю, как было в других группах, но мы в своей говорили на русском. В день экзамена всё последующее время было свободным, и все разъехались по Анталии гулять.

-4

После этого было распределение по регионам. Какими критериями руководствуется ТО при назначении гидов в то или иное место, остаётся тайной за семью печатями. Как поговаривали в кулуарах, лучше не спрашивать и, упаси боже, просить поменять регион! Не знаю, правда или нет, но у нас с распределением смирились все. Меня определили в Бодрум, пару человек в Кушадасы, оставшиеся 30 человек были распределены по всему анталийскому побережью: от Кемера до Алании. В офисе компании нам выдали материалы для работы, униформу и бейджи. Для девочек это было платье, юбка / брюки, рубашка и жилетка.

Второй частью тренингов является "инспекшн" или поездки по туристическим местам, в которые ТО продаёт экскурсии. Гидов знакомят с историей, чтобы те имели представление о том, о чём в последующем придётся говорить с туристами. Маршрут стандартный: Кекова, Памуккале, обзорная по Анталии. Но и тут расслабляться не давали, т.к. по распространённой практике ТО во время переездов мы выступали с микрофонами в автобусах друг перед другом, оттачивая свои ораторские способности.

Ну, и в завершение всего учебного процесса те ребята, которые попали на Эгейское побережье, ещё несколько дней провели в Анталии до отправки в регион. Нас прикрепили к уже действующим гидам в анталийских отелях, чтобы смотрели и набирались опыта. Я попала в Топкапы ещё с одним коллегой.

-5

За всё время нахождения в Анталии проживание и питание оплачивалось со стороны ТО. На момент прохождения практики в отеле жили мы уже в ложмане (общежитие, по-нашему), который представляет собой бывший небольшой отель с комнатами на 2-3-4 человека со своим санузлом. Условия, сказать честно, не из лучших, но думаю, здесь многое зависит от самих проживающих и соседей по комнате. От ложмана до отеля утром и обратно вечером был организован трансфер.

Свободного времени, не скажу, что было много, поскольку с самих тренингов мы расходились около 17-00 и надо было что-то дома учить, а из отелей возвращались и того позднее, уже затемно. Тем не менее, прогуляться после учёбы вдоль берега моря и посидеть в кафешке можно было.

В дополнение по документальной части хочу сказать, что помимо туроператорской визы, которая оформляется в своей стране, и по которой гиды въезжают в Турцию, по приезду в саму Турцию, сдаются документы уже на получение вида на жительство (икамет). Наш икамет был сроком до января следующего года. Представляет собой пластиковую карточку с вашими данными. Его могут попросить предъявить на паспортном контроле на обратном пути домой.

Подытоживая, хочу добавить, что с введением туроператорской визы работа стала носить легальный характер с точки зрения турецкого законодательства, но, при этом, запись в российской трудовой книжке не ведётся. Соответственно, стаж не идёт, и отчислений в фонды тоже нет. Работа является сезонной с апреля по октябрь с небольшими колебаниями в ту или иную сторону. Для работы в следующем году все документы оформляются заново.