Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Эмоциональные качели в паре на примере героев фильма «Девчата»

Многим из нас знаком и с детства нежно любим добрый фильм «Девчата».

Веселая и легкая комедия про любовь и дружбу, но чему она нас учит? Давайте разберем персонажей и посмотрим на них с другого ракурса.

Итак, фильм начинается со знакомства с Тосей. Она приезжает почти без вещей, не подготовленная, но с игривым настроением, веселая. Тосе, хоть и есть минимум 18 лет (скорее всего больше, т.к. она после кулинарного училища), но в душе она все еще наивный ребенок. У нее море оптимизма и искренней непосредственности. Это в ней, безусловно, подкупает.

-2

По ее поведению, ощущение, что она в некоторых моментах развития все еще находится в доподростковом возрасте (именно доподростковом, дальше увидим почему). Произойти это могло по причине того, что девушка сирота. В детском доме, судя по ее поведению, ее жалели и опекали (редкий случай, видимо, повезло). От этого у девушки к ее возрасту не сформировалась эмпатия и личные границы.

-3

Про отсутствие личных границ хорошо показано в сцене с вареньем на булке.

Во-первых, Тося чувствует себя совершенно свободно. Она не боится нового коллектива и что ее могут не принять (скорее всего, у нее еще не было подобного опыта).

-4

Во-вторых, она спокойно залезла везде и взяла все, что ей было нужно (так поступают дети 3-4 лет, у них еще нет разделения на мое-не мое).

-5

В-третьих, она обиделась, когда Анфиса обозначила границы дозволенного. Хотя, поведение Анфисы здесь выглядит приемлемо.

Обратите внимание, как Тосю сразу начали утешать, взяли «под свое крыло». К ней относятся как к ребенку, а не как к взрослой женщине. В целом, именно такое впечатление она и производит.

-6

В советских фильмах есть идеология общности и порицались те, кто в эту идеологию не вписывался. И, даже если тебе не нравится, что «по твоим тумбочкам лазают», то сказать об этом нельзя, потому что будешь антигероем, как Анфиса.

«В первый раз таких единоличников вижу» говорит Тося, которая даже не представилась.

-7

Нарушать чужие границы – хорошо. Отстаивать свои границы – плохо. Представьте, сколько людей выросло на этом фильме?

-8

Поэтому, Анфиса здесь отрицательный персонаж. Ее поведение не вписывалось в стандарты тех лет.

Кстати, вот еще сцена, в которой видно низкий уровень эмпатии и социального интеллекта у Тоси: она не отдает письмо совершенно незнакомой женщине со словами «не отдам письмо, танцуй», хотя женщина явно расстроена. Но, тут границы дозволенного были нарушены и письмо ее заставляют отдать.

-9

«Был тут какой-то облезлый» сказала Тося второй новой соседке про ее мужчину. До девушки, естественно, не доходит почему так делать нельзя, она даже не задумывается, что обижает кого-то, делает кому-то больно.

Хорошая соседка, кто бы хотел себе такую в реальной жизни?

-10

Дальше знакомство с Ильей и его командой – местными знаменитостями.

Илье мешает музыка, поэтому он выключает ее и ему не важно, что люди потанцевать пришли. Все спокойно ждут, когда Илья поиграет. Илья привык быть в центре внимания и задавать правила в группе. Тося эти правила нарушает, чем его внимание и привлекает. Когда человек не чувствует свои границы и не умеет их отстоять, то он будет нарушать и чужие.

Нам не рассказывают про Илью ничего, кроме того, что он «первый парень». Но, мы видим, что это именно та самая общность, которая свела героев вместе: они оба любят внимание, у обоих склонность к манипулятивному общению. Они оба привлекают к себе внимание через провокации и обесценивание. Тося делает это неосознанно, Илья осознанно. Но, сути это не меняет: у обоих есть склонность строить такие отношения.

-11

Очень интересная сцена, в которой Илья и и его команда отказываются от еды. Илья выбирает обесценивание, а не стандартные ухаживания, как способ привлечения внимания и начала отношений. Женщина с надежным типом привязанности не "клюнула" бы на это, но с Тосей Илья угадал.

Тося из-за критики расстраивается и перестает работать, а в ответ на просьбу о добавке говорит: «Чего вы меня утешаете? Да не утешайте вы меня!». Здесь четко видно, что Тося так и не выросла, она искренне верит, что мир вращается вокруг нее.

-12

Что Илью, что Тосю интересуют только они сами. Для каждого из них важны только его/ее чувства и желания. Люди вокруг – просто декорация.

Манипуляция Ильи удалась. Тосе нужно восстановить свою значимость, и она несет обед бригаде сама. После кнута идет пряник от Ильи – она расспрашивает про их работу, он рассказывает. В целом, динамику оба уже задали, а это значит, что оба будут переходить от игнорирования и грубости к ласке и вниманию.

-13

На постоянной основе такие отношения очень энергозатратны и сжирают много сил.

К сожалению, второстепенные персонажи раскрыты довольно слабо, поэтому много увидеть не получилось, но есть несколько интересных моментов.

Посмотрим на пару Ксан Ксаныча и Нади: у них в паре спокойная динамика, общие цели, при этом нет показной страсти. В этой паре все стабильно, надежно и понятно. Про чувства Нади сложно что-то сказать, но Ксан Ксаныч точно заинтересован.

-14

Пара Кати и Саши – оба беззаботные и веселые, им просто, легко и хорошо вместе. Персонажам с таким характером просто не интересно быть в драме, поэтому у них и отношения легкие: "нам даже поссориться не из-за чего" оправдывается Катя.

-15

Ответственная и дисциплинированная Вера Круглова, которая после обмана (или измены) мужа не может его простить и сжигает от него письма. Она не может простить другому то, что сама бы себе никогда не позволила.

-16

Анфиса, которая настроена скептически и отрицает чувства. При этом, во второй части фильма видно, что она не столько не верит, сколько боится верить в возможность построения искренних отношений. Ее неверие проявляется в обесценивании отношений подруг. Видимо, есть опыт неудачных отношений в прошлом у нее самой или были проблемы в родительской семье.

-17

В поведении и словах Анфисы сквозит страх поверить, чтобы потом не разочароваться. Скепсис и обесценивание – это очень часто про страх.

Возможно, из-за страха, Анфиса строит отношения, не вкладываясь в них эмоционально. Ведь «так безопасно и, даже если бросят, больно не будет». Из-за страха повторения неудачного опыта (не всегда даже своего), человек наращивает броню и врет даже себе, что ему/ей это не нужно.

-18

Линия с Анфисой интересно раскрывается дальше. Ей нравится, что Тосю обманывают, она чувствует свою правоту: не любят не конкретно ее, а вообще никто никого. Это положительное подтверждение ее системы верований.

Когда выясняется, что Илья с серьезными намерениями, иллюзорная защитная картинка Анфисы рушится и ей приходится принять тот факт, что дело именно в ней. Это кризис.

Быть честным с собой и встретиться с тем, что мы вытесняем – очень неприятно и больно, но именно это дает нам мощный рост (встреча с тенью, по Юнгу).

Именно благодаря тому, что иллюзия Анфисы рухнула, она смогла увидеть то, чего она действительно хочет и понять какие стратегии поведения ее к желаемому результату не ведут. Персонаж Анфисы раскрыт в фильме лучше всего, на мой взгляд.

-19

Нет «правильных» и «не правильных» отношений, есть отношения, в которых хочется или не хочется быть. И нет готовых решений в жизни, мы все ищем свой путь.

Вернемся к Илье с Тосей. Мы видим, как Илья делает шаг – Тося отстраняется, потом поощряет, опять отстраняется и т.д. По сути, динамика задана, дальше все будет идти по этому сценарию на протяжении всего фильма.

-20

В фильме это показано несколько раз. Например, в одной из сцен, после слов Кати, что Илья бабник, настроенная агрессивно Тося переходит в грубое обращение с Ильей, а его это сбивает с толку, ведь 5 минут назад все было хорошо. В фильме все это выглядит забавно, а в жизни – не очень.

-21

Отдельно хочу отметить «советы от подруги», соседки Кати: она несколько раз говорит Тосе, что у Ильи плохая репутация. Останавливает ли это Тосю от взаимодействия с Ильей? – нет. Портит ли это их отношения? – да.

Отношения между двумя людьми – это именно отношения между двумя. Если Вы выбрали быть с этим человеком, то не стоит сюда вмешивать других людей и слушать советы, даже если они от всего сердца. Никто, кроме самих участников взаимодействия, не знает, что на душе и истинные мотивы. Учитесь доверять себе. Часто, страх того «что скажут люди» заставляет жить годами не свою жизнь и делать не то, что хочется.

-22

Хочу отметить реакцию Ильи в сцене с Анфисой: он разворачивается к себе, понимает себя, признает, что чувства к Тосе есть, перестает обращать внимание на мнение людей вокруг и делает то, что он хочет сам. Не без драматизма и опять попадая в центр внимания, но тем не менее..

Кстати, и Тося проявляет гибкость: она понимает, что отношения строить не умеет и ищет разные варианты, пробует взаимодействовать не стандартно, не обвиняет Илью, а пробует разные способы наладить контакт. Она не боится осуждения и обсуждения.

-23

Илья реагирует, значит ему это нужно. Мы видим, что эмоции уже есть и, если герои продолжат менять свое поведение, то у них может получится гармоничный союз.

Но, тут есть опасность – эмоции, появившиеся на фоне эмоциональных качель, хрупки и, часто, иллюзорны. Интерес может быть основан лишь на том, что поведение по типу «кнута и пряника» дает сильный эмоциональный накал. Но есть ли за этим чувства? Их наличие/отсутствие можно увидеть только, стабилизировав взаимоотношения в приятное, ровное взаимодействие. Подсознательно, многие не выходят из такого поведения потому что ровное взаимодействие с принятием и поддержкой партнера кажется скучным, пресным, либо есть страх, что отношения без качель вообще «пустышка», что чувств на самом деле нет и партнера «можно удержать» только так.

-24

Отдельно хочу остановиться на умении прощать.. Партнерские отношения – это труд и допустить ошибку может каждый, особенно в длительных отношениях. И в фильме показаны два варианта реакции после ошибки партнера:

  • Как у Веры Кругловой – она просто сбежала от мужа. Обида на столько сильна, что она не может быть с ним. Хотя мужа любит. В конце фильма мы видим, что она не сожгла очередное письмо, значит нашла в себе силы для примирения.
  • Как у Тоси с Ильей, они оба обижались, но старалась, двигались навстречу друг другу. Оба пытались и , в конце фильма, смогли отпустить обиды.

Понятно, что и ошибки бывают разными и иногда люди проходят «точку невозврата», когда восстановить отношения уже не получится, но принимать решения, нужно не опираясь на сиюминутные эмоции, а прожив их и успокоившись, опираться на глубинную систему ценностей.

-25

«Спасти» отношения можно только в том случае, если это нужно обоим. Если один из партнеров не заинтересован, смысла что-то «спасать» нет.

В реальной жизни у Тоси с Ильей было бы еще много работы, чтобы не вернуться в старые шаблоны поведения и не раскачивать эмоциональные качели еще сильнее. Но, то что оба героя развивались и шли друг к другу, говорит о том, что гармоничный союз возможен.

-26

Период «притирки» есть у всех пар, но не нужно думать, что отношения возможны только через конфликт, страдание и т.д. Этим сценарием «грешат» многие фильмы о любви, но нужно помнить, что только мы сами выбираем как нам жить.

-27

Гармоничные отношения складываются, когда борьбы внутри пары нет. Если хочется с кем-то бороться, лучше найти общую цель, чтобы действовать в команде.

Автор: Бэлла Аслановна Шовгенова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru