#Makyōden #NihonCreate #PC98 #PC9801
Что будет, если смешать "Побег из Нью-Йорка" Карпенто, "Город чудищ" и "Синдзюку — город-ад" Кавадзири, Shin Megami Tensei, Resident Evil, Astyanax, Little Nemo, приправить щепоткой X и в целом флером OVAшек конца 1980-х в духе Call me tonight, Проклятие Кадзуо Умэдзу, RG Veda?
Да, за исключением Resident Evil и отчасти Shin Megami Tensei — произведения, мягко скажем, не самые популярные. Но из такого не самого популярной смеси выйдет не то, что непопулярный, а скажем прямо, вообще неизвестный коктейль, не покидавший официально пределов Японии. Собственно, и выходил он эксклюзивно для японского же NEC PC-98. И имя этому коктейлю — Makyōden 1992 года.
И признаюсь честно, про игру я совсем недавно (за три дня до того, как начал ее проходить) и совершенно случайно, когда прошел 46 Okunen Monogatari -The Shinkaron- и решил посмотреть переводы игр на PC-98 еще раз, и нашел архив, в котором переводов больше, чем на даже Romhacking. Много игр привлекли мой взор из переведенных, но вот на сей раз решил остановиться на одном переведенном сурвайвл-хорроре, тем более, в процессе прохождения у меня как раз еще один, который хочу добить в ближайшее время.
И я думал, что это сурвайвл-хоррор с интересными механиками, но... игра сумела обмануть ожидания. Сумела обмануть меня своей сутью. Человека, который прошел ни одну сотню игр до этого. Разочарован ли я таким обманом? Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Игра встречает нас красивым видом пиксельного Киото. Город, который по сюжету игры к 1997 году стал городом-призраком, почти мертвым городом, поскольку именно в этом городе раскрылся портал с иным измерением, откуда полезли демоны и прочая нечисть, захватившая власть в городе, скатив его, по сути, к беспределу и анархии, убивая постепенно тех несчастных, кому еще не посчастливилось сбежать из города. Данная ситуация в городе получила название "Демонократия".
Но это я немного забежал вперед. Начинается игра со вступительного ролика, который будет сопровождать тремя крутыми саундтреками. Очень крутыми, которые запоминаются. Но этот вступительный ролик будет долгим... очень долгим... сильно затянутым!
Из этого ролика мы получаем следующую судебную завязку. Над Киото терпит крушение самолет с премьером-министром Японии. Пилотам выжить не удалось, а вот что там с премьер-министром — остается неизвестно. И после истории о трагичном падении, нас ждет как раз-таки сюжетный отрезок в духе Astyanax/Little Nemo с щепоткой Tobira o Akete. Девушке во сне является некая принцесса Сатоми с собакой, которая рассказывает девушке по имени Алиса, что она — наследник древних героев, которых знали как Псы войны (Dogs of War), которые остановили древнее зло и запечатали его, а сейчас оно близко к пробуждению. Разумеется, Алиса сначала ничего не понимает, и думает, что это за бред. Но законы жанра обязывают ее поверить приходам в своей голове и отправиться в разрушенный город, оккупированный демонами (что уже не является плодом фантазии).
В то же время, парня по имени Нишина Годжо допрашивают двое представителей спецслужб, которые инкриминируют Годжо, который и будет главным героем, ряд убийств, торговлю наркотиками и еще немножко по мелочи. В общем, положительный пример для общества. По знакомой традиции нашему миру, его пытаются вербовать для задания по розыску премьер-министра и его спасению (или вывозу его бренного тела). Годжо, ссылаясь на принципы несотрудничества с органами, отказывается предать свой криминальный уклад, за что его кладут на устройство по стиранию памяти, после которого он безропотно соглашается на любую работу (потому что, видимо, Годжо такой уникальный охотник за наградой, наемник, равных которому, видимо нет, но у него все же есть плюс — он застал Демонократию).
После этого начинается фаза геймплея, которая представляет собой, на первый взгляд (и это важно!) сурвайвл-хоррор с квестовым геймплеем. Все управление завязано у нас на мышку. У нас есть четыре команды, которые можно выбирать, нажимая на иконки или нажимая ПКМ: перемещение, изучение, действие, диалог. И вот по первым минутам, даже паре первых часов игры кажется, что это — именно полноценная игра, в которой нужно будет изучать разные закоулки, добывать редкое имущество, которое пригодится для прохождения игры (и по началу, повторюсь, игра действительно умело это показывает). Например, у нас сюжетно заканчиваются патроны, мы пойдем на черный рынок за ними, мы будем искать обходной путь победы над гигантским крабом.
И настает время первого боя, когда мы обходим краба. И вот оказывается, что в игре нас ожидает пошаговая боевка (впрочем, ожидать в такой игре боевку в реальном времени было бы странно, равно как ее не ожидать вовсе). Нет шкалы здоровья, и от этого бои поначалу ощущаются куда более напряженней. Нет, это компенсируется свободой сохранений в любой момент игры, но тем не менее.
И вот один бой, другой, третий... и ни в одном ты не проигрываешь. А развитие событий в бою как будто предначертанное, на которое, как кажется, игрок и не может повлиять. А еще постепенно замечаешь (что, кстати, впервые проявляется еще раньше первого боя в игре), что туда, куда по сюжету не нужно, вот совсем не получится зайти. Игра в лице ГГ (или его напарника(-ов)) заботливо говорит "ты туда не ходи, ты сюда ходи".
Да, у нас периодически будут напарники, которые будут периодически появляться (и покидать нас либо просто путем ухода, либо путем ухода в бренный мир, что опять же, будет строго сюжетно).
И казалось бы, у нас есть партии (пусть и строго временные), у нас есть ГГ, есть боевка. Есть ли какая-то прокачка в игре? Абсолютно нет. На нее нет даже хоть какого-то пространного намека, кроме как в сюжетных разговорах про жемчужины псов войны (их всего, к слову, 8 человек, Алиска — вторая из них, а последний — ну, догадайтесь сами!), которые, к слову, виднеются на обложке игры.
Но чем дальше ты проходишь игру, тем понимаешь, что это не сурвайвл-хоррор, поскольку, здесь, кажется, вообще невозможно погибнуть и что-то запороть, нет инвентаря, не нужно искать расходники, оружие или что-либо еще, что понадобится для выживания. Это не квест, потому что нельзя забрести куда-то в ненужное место, подумать действительно предстоит раза четыре за всю игру (и три из этих случаев будут сопровождаться мыслями в стиле "и как я должен был догадаться до этого?"), не нужно решать толком головоломки и думать. По своей сути, это — вот только не смейтесь — умело замаскированная визуальная новелла с перемещением по локациям и фиктивной боевкой (в которой также нельзя проиграть, а три из четырех команд либо просто продлевают наблюдение повторяющихся анимаций нанесения урона, либо работают в определенных сюжетом моментах, но если до них не дойти, игра, опять же, сама к этому доведет). Ну, или если хотите, это такое интерактивное пиксельное аниме, не Dragon's Lair (аркадная версия), не Time Gal, не Yarudora Series, ни игры для PC-FX (кто-то вообще из читателей в курсе, что это за машина такая?), но в своей сути, именно оно и есть.
И вот когда ты понимаешь суть, то тут приходит и разочарование, но в то же время, эту историю хочется уже довести до конца. Все же, сюжет (по меркам 1992 года уж точно, несмотря на штампы и все такое) интересные моменты имеет, да и сеттинг с атмосферой подкупающие. Особенно, если Вы как я любите атмосферу хоррор-аниме 1980-х-1990-х, а в особенности, работы Кавадзири, если Вы смотрели и Вам понравился Хармагеддон (Genma Taisen), то это приключение как минимум, Вы оцените. Вряд ли это будет что-то исключительное, но очень добротное в рамках подобного VHS-хоррора.
И вот музыка, как я уже сказал, блистательно работает на атмосферу. Тот случай, когда саундтрек достаточно разнообразен (12 композиций минимум, и это для игры на флоппи-дисках в 1992 году, а это даже сейчас вполне полноценный альбом какой-либо группы/исполнителя). Музыка может отдельно перекочевать в ваши плейлисты... могла бы, да вот только найти на просторах Интернета я не смог, и записывал лишь войсами в ТГ, чтобы сохранить и поделиться. А извлекать я не умею, а если для этого нужна будет и сторонняя звуковая карта, то такого у меня нет, на данный момент, во всякому случае.
Что касается графики, то пиксели... ну, давайте так. Тут два момента: прекрасный пиксельный арт локаций, отдельных врагов (краб — реально лучший спрайт игры!), но вот персонажи, в большинстве своем, выглядят как будто бы они перебрались с Atari 2600. И нет, это не технические ограничения PC-9801 на времена 1992 года, игры и в то время были графически лучше. Но вот анимации персонажей, анимации в "боевых" диалоговых окошках (к слову, в стиле Dragon Quest) выглядят выше всяческих похвал. Но анимаций этих от 1 до 3 на персонажей. И да, растянутость "боевки" приводит к уставанию от репетативности данных анимаций.
___________________________________________
Игра, которая умело обманывает ожидания, но вероятно, это будет даже приятный обман, особенно любителям визуальных новелл, которым, в частности, я являюсь.
Если хочется что-то новое, необычное в жанре — вам стоит это попробовать. Если вы такой же любитель всякого обскура, как и я — вам стоит это попробовать. Если вы любитель поиграться с эмуляцией (хотя под данную игру есть сборка эмулятора с настроенными параметрами, могу даже поделиться архивом в ТГ) с целью поиграть во что-то нишевое и обскурное (с более популярным и эмуляторы проще) — вам стоит это попробовать. Если вам нравятся пусть и не без клише, но OVA-хорроры времен потерянного десятилетия и около него — вам стоит это попробовать.
Ну, и лично для меня эта игра показывает, что японский ПК-гейминг на PC-88/PC-98 — это действительно интересно. Там очень даже следует искать всякие разные хидден джемы. И вот лично для меня это уже третий такой, в который мне довелось лично поиграть на эмуляторе PC-98.