История автодомов насчитывает более ста лет. Изначально они использовались как прицепы для кочевников, упрощая их жизнь, состоящую из бесконечных перемещений с места на место. С развитием туризма автодома стали популярны как удобные жилища на время путешествий. Как гласит статистика, в последние пару лет спрос на дома на колёсах вырос кратно. Что вызвало неподдельный интерес к кочевой жизни? Давайте вместе разберёмся в этом необычном автомобильном явлении.
Как всё начиналось
Прародитель автодома – простая повозка с минимальным набором опций для жизни в дороге. Когда-то такими пользовались античные путешественники, а после – всевозможные циркачи, артисты и бродячие комедианты. В 19 веке подобны «телеги с удобствами» стали больше походить на современные виды транспорта. У владельца цирка того времени Антуана Франсонье была настолько шикарная повозка, что в ней умещались кухня, столовая и даже ванная.
В начале 20 века автомобили перестают быть фантастическими самодвижущимися колесницами и переходят в статус полноценных средств передвижения. Тогда же начинает расти интерес к путешествиям на машинах. В 1901-1902 годах основатели компании «Panhard et Levassor», известные как Рене Панар и Эмиль Левассор, разработали первый автодом – самодвижущуюся жилую повозку для личного использования.
На выставке автомобилей в английском Бирмингеме в 1912 году компания «Eccles из Costa Green» представила свою версию автодома для путешествий. К 1919 году фирма уже начала производить серийные автоприцепы, выпуская их по 50 штук в год.
Дальнейшее развитие автоприцепов-караванов было связано с немецким писателем Генрихом Хаузером из Гамбурга. Весной 1934 года для него был изготовлен двухосный жилой прицеп весом 1750 кг, который он использовал для путешествий по всей Европе вместе со своей семьей.
С обочин – в кемпинги
Первых кэмперов прозвали «консервными туристами» из-за того, что они готовили еду на бензиновых плитках вдоль дорог. В то время из-за отсутствия холодильников брать с собой свежие продукты было весьма проблематично. Автотуристы-первопроходцы ночевали на обочинах, готовили еду на открытом огне, мылись в холодной воде. Одним словом, вкушали все прелести дикого туризма.
Первый организованный кемпинг появился в США во Флориде в 1919 году, поскольку этот штат пользовался и продолжает пользоваться популярностью среди путешественников, особенно в осенний период. Всего через 5 лет «консервное» движение объединило свыше 150 тысяч активных участников, а к началу 1930-х их численность превысила 300 тысяч человек. Так начался всплеск популярности кемпинга в США.
У любителей подобных путешествий даже появилась своя официальная организация! «Жестяная банка», которая объединяла первых кемперов, требовала от своих членов давать обет, который обязывал их держать парки и места их посещения в порядке. Участники клуба помечали свои транспортные средства символами, например, изображениями жестяной банки на радиаторе, чтобы узнавать друг друга.
Тяжёлые времена
В период Второй мировой войны производство жилых прицепов в Европе было временно приостановлено. И лишь в 1950-х годах продолжилось развитие отрасли автодомов для путешествий. Великая депрессия сильно повлияла на эту индустрию в США несмотря на то, что некоторые американцы продолжали использовать автодома в качестве доступного жилья. Их можно было приобрести за сравнительно небольшие суммы – от 500 до 1000 долларов.
Вторая мировая нанесла крупный удар и по кемпингу, в том числе из-за того, что большая часть алюминия была направлена на военные нужды. Некоторые производители продолжали создавать модели прицепов для военных нужд. В 1942 году компания Palace Corp. выпустила новый тип трейлера под названием Palace Expando, который расширялся с обеих сторон и включал четыре комнаты и душевую. Армия США закупила тысячи таких моделей во время войны в качестве основного жилья для военнослужащих и их семей.
Золотая эпоха
Послевоенное время – золотой век для автодомов. Они преобразились и стали использоваться не только для путешествий или в качестве дешёвой замены жилплощади. Постепенно скромные домишки на колёсах превратились в настоящие шикарные мобильные дворцы. Известный кинопродюсер Говард Хьюз (помните такого по фильму с Леонардо Ди Каприо?) заказал восемь автодомов для своей кинокомпании, чтобы использовать их в качестве передвижных гримёрных. Они были оборудованы ванными комнатами, холодильниками, плитами и кондиционерами. В наше время такие трейлеры стали стандартом в индустрии кинопроизводства практически во всех странах мира. Сегодня по дорогам США колесят не меньше 9 миллионов самых разных автодомов.
Автодома из Советского Союза
Бум домов на колёсах не обошёл стороной и нашу страну. Для любителей путешествий той эпохи единственным выходом получить базовый комфорт и крышу над головой было наличие прицепа для сна и отдыха.
Первый подобный агрегат был выпущен в Риге в 1958 году. Модель называлась RAF-04 и представляла собой цельнометаллический корпус, установленный на шасси с рессорами и амортизаторами от автомобиля «Победа». Более поздние модификации использовали компоненты от RAF-2203. Кстати, цифра в названии указывала на количество людей, которые могли разместиться внутри.
В автодоме было два отделения: главный салон и хозяйственный отсек. Жилая зона была организована по аналогии с купе в поезде: спинки диванов поднимались и фиксировались, чтобы получить четыре полноценных спальных места. Создатели RAF-04 также предусмотрели внутри своего детища наличие предбанника с кухонным блоком и ящиками для посуды и вещей и керосиновой лампы с термоэлектрическим преобразователем, который можно было использовать для питания радиоприемника. Также в прицепе имелось место для газовой плиты с баллонами «Турист».
А вы любите путешествовать за рулём и какие используете для этого виды транспорта? Поделитесь с нами в комментариях.