Поздравляю всех с последним днём июня и грядущим началом центрального летнего месяца июля: благодатной порой летнего устойчивого тепла с вытекающими прелестей долгих пеших прогулок и пика сезона летних отпусков.
Июнь знаменателен тем, что солнечная активность достигает своего максимума, и на июнь приходятся самые долгие дни в году. День летнего солнцестояния, когда солнце замерло в самой высокой своей точке только что минул, с 21 по 24 июня. Теперь - ничего с этим не поделаешь! - ночь пойдёт на прибыль, а дневное время начнет непрерывно сокращаться, пока не достигнет обратного максимума - 21-24 декабря в пору зимнего солнцестояния.
Эти две отправные точки (а так же время весеннего и осеннего равноденствия) у наших предков традиционно считалось самыми важными в году, символизируя годичный круговорот солнца:
- рождение светила на Коляду;
- Молодое солнце, набирающее жизненные силы на Ярилин день;
- Максимальную силу на Купалу;
- И умирающее старое солнце в день осеннего солнцестояния Хорса.
Все эти даты и возрастные изменения солнца у наших предков были персонифицированы и обожествлены (Коляда, Ярило, Купало и Хорс).
Как видно из перечисленных праздничных дат, связанных с присущим аграрному архаичному обществу культом солнца, Купальские дни (а самое главное ночи) в старину приходились в аккурат на день летнего солнцестояния, но были передвинуты на 7 июля по двум причинам:
- во-первых, из-за смещения дат в связи с началом нового летоисчисления по григорианскому календарю, по которому сейчас живет весь мир, о чем я подробно рассказывала в одной из статей раньше👇;
- Попыткой христианской изначально чуждой славянам церкви заставить забыть народ о своих исконных праздниках. Отсюда и название церковного праздника Иоанн (Иван) Предтеча или Креститель.
В фольклоре и устном народном творчестве до наших дней дошли многочисленные сведения о старых названиях Праздника летнего солнцестояния у наших предков. Самый известный - Иван Купала, а так же Иванов день, Купальская Ночь, Купальница.
В связи с возникновением названия этого древнейшего и важнейшего славянского праздника ученые исследователи озвучивают несколько версий. Предлагаю вашему вниманию самые главные:
✅ Первое конечно же связано с глаголом «купать», что было обусловлено множественными проводимыми в это время обрядами, посвященными воде, с другой стороны с образом христианского святого Иоанна Предтечи (см. Желание новой церкви вытеснить старые верования наших предков), который известен помимо всего прочего тем, что являлся Крестителем сына Божия Иисуса Христа — ведь крещение осуществляется в воде, поэтому слово Креститель могло в обиходе по смыслу быть заменено на Купать отсюда и Купало..
✅ От копанья кореньев и плодов (тогда видоизмененное от «копало»), ведь по народным поверьям, именно в это мифическое, волшебное время они наполнялись максимальной жизненной силой и именно в Ночь на Ивана Купалу следовало собирать их, дабы сохранить и умножить заложенные в них целебные, защитные или колдовские (на приворот, на сглаз, на порчу и т.д.) силы. Так особо показано было собирать в эту ночь тирлыч - траву для приворотных зелий (Девушки носили ее за пазухой, приговаривая: «Тирлыч, тирлыч, парней покличь!»), разрыв-траву для отмыкания любых замков, плакун-траву для защиты от темных сил и другие.
✅ От слова «купа», то есть кучи зажигаемого хвороста, листьев, прыжки через которые были непременным атрибутом праздника Ивана Купалы;
✅ От устаревшего слова «купа», то есть «пара» (отсюда и совокупление, спаривание, неразрывно связанные с продолжением рода у людей и животных). Так, известны два древних божества — Купало и забытая ныне Купальница. Отсюда шли многочисленные обряды праздника, связанные с поиском спутника жизни — (совместные прыжки через костры не разжимая рук, парные горелки и др.), а так же с купальскими вакханалиями древних славян, когда дозволялось многое, если не все (свальный грех, так часто упоминаемый в писаниях отцов церкви, когда после бесовских плясок можно можно было совокупиться с любым членом общины с обоюдного согласия).
На самом дела, если взглянуть глубже в историю, то эротические бесчинства наших предков в Ночь на Ивана купала, являются ничем иным как отзвуком древних ритуалов культа плодородия, нацеленных на обильное деторождение как человека, так главной кормильцы аграрного общества (Мать Сыра Земля) плодами и злаками. Отсюда и ритуальные (а вовсе не безнравственные как показывают отцы церкви) совокупления (в том числе с землей, излияния семени на землю, чтобы та рожала (давала больше) и была плодородной), которые нашими предками воспринимались совсем в другом контексте: как магическое ритуальное действо, нацеленное на процветание и благополучие всей общины. Аналогичные обряды были широко распространены по всему миру, характеризуя этап развития общества: Дионисии в Древней Греции, вакханалии в древнеми Риме, праздник Пон в Индонезии, в Индии - Бхуми Деви и др.
Интересна легенда об одном из главных цветков этого праздника Иване да Марье , которым в обязательном порядке предписывалось париться в этот день в бане. Это сказание было отражено в белорусской песне закличке, певшейся в аккурат на Иванов день. Согласно её сюжету, между неразлучными братом и сестрой происходит недопустимая связь и в наказание за это боги превращают их в двухцветный цветок, цвета которого синий символизируют сестру (воду), а желтый - брата (солнце) и отсылают к первородным мифам космогонического характера. Подробно об этом я рассказывала в своей старой статье, посвященной практике инцестаульных отношений у наших предков 🥶
На этом у меня всё. Пишите в комментариях празднуете ли вы как либо Ивана Купалу и знали ли о его архаичном происхождении?
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте