180K подписчиков

Медик-актриса, актёр-сталевар и режиссёр-шутник – как снимали «Весна на Заречной улице»

Картину «Весна на Заречной улице», которая после трёх лет съёмок вышла в 1956 году на экраны, многие называют «балом дебютантов», такой она по сути и была. Романтическая мелодрама стала первой работой для режиссёра Марлена Хуциева и сценариста Феликса Миронера. Дебютной картина оказалась и для оператора Радомира Василевского с актрисой Валентиной Пугачёвой.

Медик-актриса, актёр-сталевар и режиссёр-шутник – как снимали «Весна на Заречной улице»
Медик-актриса, актёр-сталевар и режиссёр-шутник – как снимали «Весна на Заречной улице»

Юрий Белов, Геннадий Юхтин, Нина Иванова и Николай Рыбников уже имели актёрский опыт, но лента «Весна на Заречной улице» впервые им подарила серьёзные роли. Съёмочная группа состояла преимущественно из представителей молодого поколения. Принадлежность к одной возрастной группе значительно облегчала взаимопонимание на съёмочной площадке.

Не смогла поменять медицину на кино

Нина Иванова, которая сыграла учительницу не имела актёрского образования – она училась в медицинском университете, а о карьере киноактрисы никогда не задумывалась. Знакомый парень предложил Нине сняться в его дипломном короткометражном фильме, где девушку и увидел Марлен Хуциев. Её игра впечатлила молодого режиссёра, и он предложил ей роль в своей картине.

Нина Иванова
Нина Иванова

На съёмках Иванова влюбилась в Василевского, который испытывал к ней аналогичные чувства. Не смутило девушку и то, что её избранник уже состоял в браке. Василевский бросает жену и с новой пассией переезжает в Одессу, где они и поженились, правда, союз их был краткосрочным. Нина не хотела получать актёрское образование, что и стало одной из причин расставания.

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

После выхода ленты в прокат Иванова начала получать предложения и от других режиссёров. К сожалению ни в одной из последующих картин она не смогла развить свой актёрский талант, и окончательно разочаровалась в этой профессии. Ей больше нравилась работа за кадром, поработав недолго сценаристом в «Ералаше» она решила отдать себя первой профессии и устроилась медсестрой в поликлинике.

Украинская зима чуть не подвела

Снимать ленту о сталеварах решили в Запорожье, которое славилось своими металлургическими комбинатами на весь Советский Союз. В столицу украинских казаков киношники попали в ноябре. Режиссёр планировал снять парочку эпизодов со снегом, но небесная канцелярии категорически не хотела предоставлять необходимый для этого материал.

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Марлен Хуциев принимает решение снять сцены со снегопадом в Новосибирске, где в эту пору уже полным-полно снега. Сперва, он отправляет операторов и осветителей, чтобы они занялись подготовкой новой съёмочной площадки. И тут сработал «закон подлости», как только они уехали из Запорожья – с неба посыпались снежные хлопья.

Режиссёр отменяет переезд, и снимает несколько сцен без специального оборудования, которое уехало в Новосибирск. Чтобы показать на экране настоящую метель, съёмочной группе пришлось сгребать весь снег в парке и лопатами кидать его на вращающийся пропеллер от небольшого самолёта. Так маленькая хитрость помогла нивелировать дефицит снега.

Из актёра в сталевары

Николай Рыбников
Николай Рыбников

Сталевара Александра Савченко сыграл известный актёр Николай Рыбников, которого зрители уже знали по картинам «Чужая родня» и «Запасной игрок». Чтобы проникнуться в сущность своего персонажа, актёр познавал особенности профессии сталевара у опытного металлурга Григория Пометуна. На металлургическом комбинате Савченко провёл 10 дней, отрабатывая полноценные рабочие смены.

Наставник сказал своему подопечному, что киношная сталеварная форма выглядит не натурально, и любезно предложил Александру спецодежду старого образца, чтобы она имела более органичный вид. Съёмки закончились, а дружба Григория и Александра продолжалась. Актёр не забывал приезжать в Запорожье на день металлурга, чтобы со старым другом вспомнить вместе проведённое время.

Марлен Хуциев тот ещё шутник

Марлен Хуциев всегда любил пошутить, но однажды он решил разыграть своего коллегу Феликса Миронера. Когда закончились съёмки необходимого эпизода и материал отправили на киностудию, режиссёр написал на одном из столбиков бранное слово и показал эту «красноречивую» надпись Миронеру.

Марлен Хуциев
Марлен Хуциев

Когда сценарист увидел этот литературный «шедевр» его охватила настоящая паника, ведь он был уверен, что эта надпись оказалась в кадре. Он опрометью помчался звонить на киностудию, чтобы там не смотрели материал, который им прислали. Миронер успокоился лишь когда Хуциев, прослезившийся от смеха, признался, что это была шутка.

Киноляпы – куда без них?

Когда отснятый фильм был предоставлен для просмотра худсовету, то его члены заметили в нём множество киноляпов. Например, в одном из эпизодов рукава на рубашке главного персонажа закатаны, а через мгновение уже опущены. Также чиновникам бросилось в глаза несоответствие номерных знаков на автомобиле. И таких мелких просчётов в картине целое море.

Афиша к фильму «Весна на Заречной улице»
Афиша к фильму «Весна на Заречной улице»

Создатели в какой-то момент даже думали, что из-за этих недочётов картина будет забракована, а времени на исправление ошибок уже не было. К их большому облегчению худсовет посчитал ляпы несущественными, тем более, что на само восприятие картины они никак не повлияли. В ноябре 1956 года ленту всё же показали в кинотеатрах.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще