Были мы вчера с детьми в очередной раз в Третьяковке (ага, такие идиоты, потащились в 30-градусную жару созерцать искусство). И решила я показать вам кошек и собак с тамошних картин. Была у меня в старом телефоне большая подборка отснятой нарисованной и лепной живности из Пушкинского музея, который ГМИИ, давно хотела про них написать, но телефон решил самоочиститься и всё старое удалил почему-то. Ну ладно, посмотрите пока на котопсов с картин русских художников. Их там, прямо скажем, не так и много удалось насобирать. Ну, и, конечно, всю Третьяковку мы за один раз никогда не проходим. Иначе будет перегруз психики просто. Паола Волкова в одной из лекций рассказывала, как в европейских музеях могла за раз не больше пары, картин смотреть, а от Ван Гога у неё поднималась температура. Ну, мы, видимо, покрепче всё же, всегда мотрим то, к чему именно в этот раз лежит душа.
А в этот раз она лежала вот так. Все фото автора.
Михаил Нестеров это один из моих самых любимых русских художников. Прохладная печаль и глубина его картин как раз очень прочно ассоциируется у меня со словом Родина. Кошек и собак как таковых на его полотнах не обнаружено, зато есть вот такие почти котопсы.
Лиса.
Картина так и называется "Лисичка".
И целиком выглядит вот так.
Старцы-монахи общаются с этой лесной почти собачкой, которая их совсем не боится. И как будто даже пришла на поклон. Картина была написана Нестеровым после путешествия на Соловки, где его поразило единение людей и природы.
А вот ещё то ли собака, то ли панда. На самом деле юный Сергий Радонежский с медведем.
Эта картина Нестерова называется "Юность преподобного Сергия", она входит в цикл полотен, посвящённых святому, о котором художник говорил так: "Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте… любившего родину и стремившегося к правде".
Дальше пойдут преимущественно собаки. Константин Юон "Мартовское солнце". Деревенская собачка провожает деревенских лошадок за околицу, и все они движутся навстречу весне. Свет здесь уже совершенно весенний. И небо, небо тоже!
Если присмотреться, заметно, что собака бежит за тонконогим рыжим жеребёнком, он тоже символ весны, которую собака как будто торопит.
Обожаю русских импрессионистов. Они как свежий воздух.
Вот ещё художник того же направления, что и Юон, несколько менее известный, хотя именно его считают первым русским импрессионистом. Леонард Туржанский, певец родного Урала как места силы. Картина называется "Зимой"
Опять жеребёнок и собачка на снегу. И собачка снова моя любимая. Наивная дворняжка. Смотрит прямо на зрителя, приглашает пообщаться.
А снег прямо хочется взять в руки, настолько осязаемо он написан.
И ещё одна деревенская собачка. На этот раз весенняя и в компании детей. Алексей Степанов "Журавли летят". Перед нами уже картина художника-передвижника, кстати. Сюжет взят с натуры.
Собачке далëкие журавли не интересны. Просто куда хозяин, туда и она. Друзья же! Она тоже дитя природы, как деревенская малышня, ищет запахи весны в травке.
А вот сразу две собаки. И, похоже, драма. Николай Кузнецов "Объезд владения".
Собака крестьянина упала на спину перед псом барина, точно как её поникший хозяин перед своим. Кажется, обе собаки охотничьи? Или у крестьянина всë же дворовый пёс? Как бы там ни было, общий смысл ясен. Опять передвижник.
А вот полотно на сюжет из европейской истории. "Право господина". Между прочим, автор не кто-нибудь, а Поленов. Это одна из ранних его работ. По поводу сюжета Поленов писал, что, путешествуя по Германии и осматривая старые феодальные замки, ему «представились взаимные отношения баронов с вассалами». Тогда он задумал эту картину как размышление над одним из феодальных прав: существовало «… право, по которому всякая девушка перед вступлением ее в замужество принадлежала барону. Право это называлось… “Закон первой ночи”. Барон вышел под вечер посмотреть на приведенных для выбора девушек, обвенчанных в этот день».
Кошмар и ужас, короче. А у барона роскошные охотничьи собаки, как водится. Которые для него явно более ценны и дороги, чем эти девушки (они не болеее чем расходный материал) .
Картина за стеклом, поэтому видно вот так.
Дальше. Сергей Иванов. "Поход московитян".
А перед нами на самом деле войско Ивана Грозного. Обратите внимание на лыжников.
Московитян сопровождают три собаки, две из которых нещадно порезаны краем.
При помощи этих образов явно усиливается ощущение движения.
А вот и кошка наконец. Николай Шильдер "Искушение". Пришлая "сваха"-сутенерша предлагает бедной девушке, ухаживающей за больной матерью, поправить своё материальное положение за счёт богатого господина. Серебряный браслетик звенит в воздухе, а господин уже на пороге...
Фигура кошки, выслеживающей мышь под комодом, как раз и есть аллегория соблазнения. Но судя по лучу света, падающему на икону, всё здесь будет хорошо...
Картина получила серебряную медаль Академии художеств, а Третьякову она вначале не понравилась.
А вот это очень известная картина. В представлении и анализе не нуждается. Павел Федотов "Анкор, ещë анкор! ". Последняя исповедь художника, печальный привет почти из могилы. Освещение здесь такое инфернальное, что даже пудель кажется приветом от Гëте.
Разные, очень разные сегодня собаки. Вот эта пришла послушать музыку вместе с толпой любопытных ребятишек и самой разношерстной публики. Кстати, знаете ли вы, что маленькая белая собачка это символ любви и верности?
Алексей Чернышëв. "Шарманщик".
И ещё и немного хрестоматийной тоски. Все вы эту картину знаете. Вживую она, кстати, обычно удивляет размером, очень маленькая, типа формата а4. Алексей Венецианов "Вот-те и батькин обед!". Крепостной мальчик, сокрушающийся о том, что теперь нечего принести отцу в поле, и сочувствующая ему собака.
Кстати, эта картина косвенное доказательство того, что собак в дом пускали. О чем я писала здесь.
А вот собственно "Кабинет художника Венецианова". Автор Фёдор Славянский.
Смотрите, какая изящная собачка здесь присутствует. Комнатная типа левретки. Или охотничья?
Таких комнатных и карманных собачек можно увидеть и на портретах знати XVIII века.
Вот, например, Василий Боровиковский. Екатерина Великая на прогулке. С собачкой! Собачка типа как у Венецианова. Модная.
Или портрет жены Державина (тоже Боровиковскиц). Опять на прогулке. С собачкой под мышкой.
Ну, и охотничьи собаки у знати тоже, конечно, имелись. Поэтому активно проникали они и на парадные портреты. Пётр Савельев. Портрет Н.П. Панина в детстве.
Вот такая, коротенькая у нас получилась ретроспектива: от дворовых деревенских песиков до модных охотничьих и карманных дворянских собачек. Очень синодальная тема. Кошкам не особо повезло. Видела я ещё одну, но она там была так страшна, терзая мёртвого зайца, что я даже сфоткать не решилась.
Друзья, если тема кошек и собак в искусстве вам интересна, то можно потом продолжить псевдоискусствоведческие розыскания, потому что походы по музеям бывают регулярно. Написать такого ещё? Дзен подобным обычно не интересуется)))