Судоходный шлюз Верхне-Свирского гидроузла. Волго-Балт, часть 61

Свою предыдущую статью я завершил рассказом о деревне Мятусово, в часе хода от которой вниз по течению Свири находится Верхне-Свирский гидроузел. В состав гидроузла входит судоходный шлюз, сооружённый у левого берега реки. К верхней голове шлюза ведёт подходный канал с 600-метровой причальной стенкой и защитной дамбой со стороны основного русла реки.

Фото 06.09.2011.
Фото 06.09.2011.

Расстояние до шлюза Верхне-Свирского гидроузла:

от Москвы – 1055 км;
от Самары –2037 км;
от посёлка Вознесенье – 94 км;
время в пути – около 5 часов.

У причальной стенки ждут очереди на шлюзование теплоход «Разлив» и буксир-толкач ОТ-2427 с баржей «Волжская-5».

Фото 06.09.2011.
Фото 06.09.2011.

«Разлив» (ОМ-385) – речной теплоход для местных линий. Построен в Москве в 1962 году по проекту 780-03/1570, тип ОМ.

Буксир-толкач ОТ-2427 тип ОТ-2400, проект Н-3290, построен в Будапеште (Венгрия) в 1985 году. Порт приписки – Нижний Новгород.

«Волжская-5» – сухогрузная приставка типа Волжский была построена в 1983 году в Навашино (Нижегородская область). В 2004 году переоборудована в нефтеналивную баржу по проекту 05074ВФТ/Пр. В 2017-2018 годах переоборудовали в городе Чкаловске в сухогрузную баржу. На снимке – баржа ещё работала танкером.

Верхняя голова Верхне-Свирского шлюза

Верхняя голова Верхне-Свирского шлюза на фоне заката – вид из верхнего бьефа гидроузла.

Фото 06.09.2011.
Фото 06.09.2011.

Работы на основных сооружениях Верхне-Свирского гидроузла (вероятно, шлюза в том числе) начались в 1938 году, с началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено. Возобновились работы в 1948 году, шлюз был построен в 1952 (?) году.

Верхне-Свирский шлюз однониточный однокамерный, длина камеры – 291 метр, ширина – 21,5 метра. Перепад уровня между верхним и нижним бьефами – 14 метров. Время наполнения/опорожнения камеры шлюза – 11 минут. Время шлюзования для одиночного судна – 30 минут, для двух и более – 35 минут.

Вид на верхнюю голову из камеры шлюза. Камера заполнена водой до уровня верхнего бьефа.

Фото 15.05.2014.
Фото 15.05.2014.

Идёт процесс опорожнения камеры шлюза – стали видны верхние ворота.

Фото 20.05.2014.
Фото 20.05.2014.

Вид из камеры шлюза на верхнюю голову с уровня нижнего бьефа. На стенах камеры видны вертикальные ниши, в них размещаются плавучие рымы.

Фото 15.05.2014.
Фото 15.05.2014.

Плавучий рым с крюком – к нему швартуется судно и вместе с рымом перемещается при изменении уровня воды в камере шлюза.

Фото 15.05.2014.
Фото 15.05.2014.

Верхние ворота крупным планом. Ворота опускные, открываются для пропуска судов из верхнего бьефа после того, как камера шлюза будет заполнена водой через систему донных галерей. Справа видны небольшие прямоугольные ниши.

Фото 08.09.2011.
Фото 08.09.2011.

В нишах установлены грибовидные тумбы. На других шлюзах я видел неподвижные крюки, заделанные в стену камеры, наверняка предназначенные для тех целей. Вот только когда и как они используются – сказать не могу.

Фото 15.05.2014.
Фото 15.05.2014.

Нижняя голова Верхне-Свирского шлюза

Вид на нижнюю голову из камеры шлюза на уровне верхнего бьефа. Справа видны служебные здания, здание ГЭС, бетонная водосбросная плотина и правобережная земляная плотина.

Фото 15.05.2014.
Фото 15.05.2014.

Вид из камеры шлюза на нижние ворота (пока закрытые) на уровне нижнего бьефа.

Фото 15.05.2014.
Фото 15.05.2014.

Нижние ворота – двухстворчатые, левая створка прижата к стене. Справа видна причальная стенка. В нижней голове шлюза сооружён металлический автодорожный поворотный мост. Его убирают, если зазор между высшей точкой судна в шлюзе и мостом будет менее 50 см.

Фото 08.09.2011.
Фото 08.09.2011.

Вид на здание ГЭС при выходе из камеры шлюза. На стене виден фрагмент одного из двух барельефов, посвящённых строителям ГЭС.

Фото 08.09.2011.
Фото 08.09.2011.

Нижние ворота шлюза – вид из нижнего подходного канала шлюза.

Фото 20.05.2014.
Фото 20.05.2014.

Водосбросная плотина Верхне-Свирского гидроузла.

Фото 20.05.2014.
Фото 20.05.2014.

Панорама Верхне-Свирского гидроузла из нижнего бьефа. Справа налево: нижняя голова шлюза с подходным каналом, причальная стенка, здание ГЭС, водосбросная плотина, земляная плотина.

Фото 15.05.2014.
Фото 15.05.2014.

Первый эскизный проект двух электростанций на Свири датируется 1916 годом, но построены ГЭС были уже в советское время. Первой была Нижне-Свирская ГЭС (1936 год), в 1932 году были начаты подготовительный работы по строительству Верхне-Свирской ГЭС. Сооружение основных объектов ГЭС началось в 1938 году. К июню 1941 года было выполнено 90% земляных работ, началась укладка бетона, но война помешала дальнейшему продолжению работ. В 1947 году приступили к восстановительным работам, в 1948 году начались работы на основных сооружениях. В 1951 году в эксплуатацию был введён первый агрегат, 3 остальных – в 1952 году. В 1953 году ГЭС была выведена на промышленную мощность, в 1954-ом принята во временную эксплуатацию. Официально строительство Верхне-Свирской ГЭС было закончено в 1960 году после передачи гидроузла в промышленную эксплуатацию.

Мы завершили процедуру шлюзования на Верхне-Свирском гидроузле, в следующей статье продолжим виртуальное плавание вниз по Свири.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#ленинградскаяобласть #свирь #путешествия #шлюзы #верхнесвирскийшлюз