Очередная книга с полок "Гипериона" прочитана, рассказываю о своих впечатлениях.
Хейга я люблю. Он из тех авторов, которые умеют поднять все самые сложные темы, причем говорит о них с разных сторон. Взять, к примеру, книги о взрослении, о подростках, о том, что «все мы родом из детства» и все травмы юных лет потом обязательно аукнутся в жизни и скажутся на поведении человека и его отношении к тем или иным вещам. Обычно они посвящены детям. Мэтт Хейг же в своем романе «Собственность мистера Кейва» берет и пишет от лица отца, где тот в своём длинном письме-исповеди раскрывает перед дочерью всего себя, показывает причины своих поступков, признаётся в слабостях, страхах, ошибках. Поднимая тему перехода из детства в юность и изменений, которые происходят с подростками, часто забывают показать, что творится с их родителями. А ведь они тоже проходят некую трансформацию. В своей книге Хейг это покажет, причем специально доведя до крайности, чтобы продемонстрировать к чему может привести жесткий контроль, практически «на привязи». И до чего может дойти сам родитель.
Пора познакомиться с главным героем романа. Мистер Кейв – известный антиквар, умеющий мастерски восстанавливать старинные вещи. Он виртуоз в этом деле. Он любит историю и очень консервативен. Он один воспитывает двух детей - близнецов, мальчика и девочку. Всё плывет себе по течению, но очередная трагедия переворачивает всё – погибает сын Рубен. Этот момент срабатывает как рубильник, запуская в психике Теренса процесс гиперопеки над дочерью, которая в общем-то не делала ничего такого, что не свойственно обычной девчонке её возраста. 14 лет – время перемен, время появления своих интересов, самоопределения, время, когда человек отрицает навязываемое родителями и пытается идти по иному пути. Да, тут сложный момент, ведь родители желают детям только самого лучшего. Но это иная тема, здесь же Брайони не бросает того, на что буквально молился её отец – игру на виолончели. Но она меняется в другом – бросает правильную подругу и дружит с девочкой не их круга, влюбляется в мальчишку, которого её отец записал в виновники смерти её брата.
Что делает Теренс? Вводит правила. Брайони, в отличие от брата, была для отца «светом в оконце». Тут ещё одна важная тема – распределение любви между детьми. Пока читала, видела в записях Теренса одну Брайони, даже в те моменты, когда он обращался к прошлому. Рубен же всегда был где-то на окраине внимания отца. И если дочери подарки дарились от души, то от сына Теренс будто откупался. И в том, что случилось с Рубеном, есть и вина отца – не находя любви дома, он искал признание на улице. Но уродующее его лицо родимое пятно делает мальчика объектом насмешек. Ему надо было доказать, что он чего-то стоит. Но отец его не видит, не замечает проблем, даже последний, из данных судьбой, предупреждающий знак, когда он увидел то, что Рубен с собой сделал, Теренс проигнорировал. Даже тогда не случилось отклика.
Но вернемся к Брайони и тому, что привело в конце к горькому итогу. Любой родитель очень переживает за своего ребенка. И когда приходит время отпустить его, это сделать мучительно больно. Как он там будет? Что он там встретит? Как же хочется включить контроль на полную, чтобы оградить, уберечь от опасностей и соблазнов, что так и подкарауливают за порогом уютного и безопасного дома. Что уж говорить о том родителе, чья жизнь полна трагедий. Самых страшных трагедий – потеря любимой жены и сына. И вот тут бы Теренсу очень пригодилась помощь психолога, так как после смерти жены прозвучал второй тревожный звоночек, который так и не заглушили. Именно он стал причиной отношения к сыну. Именно он стал и третьим, прозвенев в полный голос, когда погиб Рубен. Он был и первым, но тогда не понятым, ведь всё случилось в детстве Теренса. Чувство вины, перекладываемое на сына, потом на парня дочери. Непоколебимость в своей правоте, в своем статусе взрослого, что априори означает превосходство в понимании людей и мотивов их поступков. Нежелание прислушаться к голосу разума в лице своей тёщи. Итог – развалины. Всё сокрушено.
Как я писала в начале, Хейг здесь возводит всё в абсолют, демонстрируя, как опека и желание защитить превращаются настоящую одержимость, маниакальность, как разрушают психику отца, а с ней и всё, что ещё у него оставалось, и прежде всего отношения с дочерью. Тот стыд, который испытывала Брайони, когда отец вмешивался в её отношения с друзьями, и, как следствие, ненависть к нему вполне понятны. Это реакция на вводимые нелепые запреты, на попытку отобрать любовь, на несправедливые суждения. Да, конечно, Теренса можно понять, ведь он панически боится потерять последнее, что у него осталось, - безумно любимую им дочь. Но всё куда сложнее и глубже. Жаль, что ответ о причинах приходит к нему, когда становится слишком поздно.
Эта книга – исповедь Теренса Кейва, гениального антиквара и ужасного отца. Тяжелая, болезненная, страшная. Это урок. Жестокий, сломавший в итоге главного героя, но всё же заставивший признать свою вину, свою неправоту и увидеть, насколько был слеп. Жаль, что с этим ему было уже не справится, но, как ни страшно это звучит, его итоговое решение – это шанс для Брайони.
Обычно книги о взрослении пишут для того, чтобы проанализировать и показать то, что творится в головах у подростков. Хейг дал возможность заглянуть в голову к взрослым на примере отца повзрослевшей дочери. Да, тут ситуация доведена до абсурда, но так нагляднее, так лучше доходит, что это предостережение – смотрите, во что может вылиться абсолютная убежденность в своей правоте, жесткий контроль и маниакальное желание уберечь своего ребенка от злого мира любыми средствами, граничащее с полным игнорированием того, что происходит в реальности. Это очень сильная книга.
Об издании: твердый переплет, 320 стр., формат 84х108/32, перевод с английского Дарьи Ивановской. Издательство: Лайвбук, 2020. Цена в «Гиперионе»: 500 руб.