Я пытался перевернуть мир, но в итоге сам перевернулся с ног на голову
- говорит режиссёр Юрий Быков в одном из своих интервью. Этой цитатой вполне можно описать то, что происходит с главным героем его фильма "Дурак" (2014 г.), которому в этом году исполнилось 10 лет. Что это за кино - остросоциальная история о реальной проблеме или же попытка режиссёра навязать свой "юношеский максимализм" и показать всё в утрированном виде? Давайте разберёмся.
Зрители в основной массе рассматривают это кино сугубо как остросоциальное ("вот прям как у нас в жизни"). А кинокритики, в частности Мария Кувшинова и Антон Долин (внесён в список СМИ - иноагентов) отказываются всерьёз воспринимать все эти наивные штампы, которые используются в фильме (бесконечное повторение фразы "там же люди" "а как же люди?"), проговаривание всех конфликтов в лоб и в целом простоту фильма.
Скепсис критиков по отношению к этому фильму оправдан: эстетически подкованный зритель «Левиафана», ожидал увидеть социальную драму, рассказанную высоким художественным языком, а получил, приблизительно цитируя критику, "выкрик дурака, который бъёт себя в грудь и кричит что нельзя так жить". Кстати, идейно и образно Дурак перекликается с фильмом Н. Михалкова «Родня» (1981 г.), который воспринимается критиками менее радикально. Но главное для меня это то, что "Дурак" только притворяется остросоциальным фильмом. На мой взгляд, это скорее интересная авторская, в первую очередь, личная история юношеского максимализма - переживание, опыт, который режиссёр вынес на экраны из своей жизни. Взяв это во внимание, предлагаю рассмотреть фильм "Дурак" с другого ракурса.
Пара слов о сюжете. События фильма разворачиваются в провинциальном городке. Главный герой, молодой сантехник Дмитрий Никитин (Артём Быстров) выехав на ремонт труб в старой общаге обнаруживает там огромную трещину от крыши до подвала. Понимая, что здание может рухнуть в любой момент, главный герой пытается решить проблему и эвакуировать жителей. Для этого он тем же вечером идёт к поддатым чиновникам и мэру города, у которой как раз корпоратив. Здесь у героя и появляется шанс поговорить со всеми представителями власти и спасти людей. "Успеет ли он спасти всех?" - гласит слоган фильма.
Эмоции - чистые, открытые человеческие эмоции - вот в чём сильная сторона фильма (да и в целом режиссуры Быкова), вот чем фильм вполне оправданно заслужил признание зрителей. И тому есть подтверждение. Несмотря на отсутствие широкого проката, режиссёр лично ездил с фильмом по России и успел презентовать его и в родной Рязани, и в Тамбове, и в Казани и в других городах. Города разные, но неизменно было одно - искренний отклик зрителей и их полемика с режиссёром и друг с другом. Потому что искренние авторские эмоции перекрывают схематичность сценария и недостатки художественной формы, которые так бросились в глаза многим критикам.
Но что, если это всего лишь история взросления режиссёра: слома привычного "детского" мировоззрения и переход к более зрелому?
Здесь важен не конфликт человека с властью, в котором человек априори проигрывает, здесь важно эмоциональное состояние героя - его конфликт с самим собой. Молодой, наивный, готовый пожертвовать семьёй для того, чтобы изменить мир и его законы - с юношеским максимализмом. Энтузиазм, с которым герой пытается достучаться как до властей, так и до простых людей схож наверное с энтузиазмом, с которым рабочие-коммунисты рыли котлован в одноимённой повести Андрея Платонова, приближая, как они думали, своё светлое будущее.
Герой "Дурака", Дмитрий Никитин берётся изменить мир в огромных масштабах, спасти несколько сотен жизней вместо того, чтобы сделать счастливыми хотя бы родителей и семью.
Но конечно же, мир под свою схему не подстроишь. А нужна ли всем этим людям помощь? Это неизвестно, это совершенно чужой мир, где каждый выбрал свою жизнь сам. Причём, режиссёр здесь оставляет главного героя чужим для жителей общаги, у Димы Никитина нет здесь никаких знакомых, которые попросили бы его о помощи, нет тех, кому бы он осознанно хотел помочь - ни друзей, ни родственников, ни случайных знакомых. Только садист и алкоголик, который постоянно интересуется действиями Никитина.
К сожалению, кроме слепого эгоцентризма в действиях героя ничего нет, и каждая попытка помочь чужим людям оборачивается всё хуже и хуже - как для чужих людей, так и для близких - и в конечном итоге даже для него самого.
А вот кто же действительно нуждается в его помощи? Его родители, его жена и маленький сын, которых он оставляет на произвол судьбы, снимает с себя ответственность за них. Ради чего? Чтобы спасать общагу. Он не знает, кого именно он будет спасать, он не знает, как это сделать, он ищет тех кто может это сделать. Но не может никто. Кроме них самих.
НО ГЛАВНОЕ: ГЕРОЙ НИЧЕГО КОНСТРУКТИВНОГО НЕ СДЕЛАЛ. Он не предложил никаких планов, не растолковал людям, что происходит. Он на панике, здесь и сейчас "взбаламутил" и чиновников и людей, но толку от этого не было никакого. Только погибли несколько чиновников, и его семье пришлось уезжать из дома неизвестно куда.
А если бы герой хотя бы постарался как-то донести до людей эту проблему, объединиться с ними, позвонить в ту же самую прокуратуру, которая этих бы чиновников разогнала очень быстро за нарушение закона. Если бы герой не здесь и сейчас решал проблему криками и громкими фразами, то толк бы точно вышел. Понятно, что общага вот-вот рухнет. Но она не рухнула. И даже МЧС вызвать герою в голову не пришло.
А по поводу прокуратуры, у меня есть личный пример. Моя квартира находится на пятом этаже панельного дома, и у меня протекала крыша в прихожей. Мы обращались в местное управление ЖКХ, нам латали дыры в крыше непонятно как, и на этом успокаивались. А крыша через какое-то время продолжала течь. Причём не только у нас, но и у соседей. Мелкий ремонт, которым нас "кормили" не помогал. Крыша требовала капитального ремонта. В итоге мы сами искали подрядчика, который нашёл бригаду рабочих, запросил смету, нам начальник ЖКХ её не согласовывал и оттягивал момент подписания. Мы обратились в прокуратуру, - и сработало. Начальник ЖКХ наконец нашёл время, чтобы согласовать смету, дать аванс рабочим и начать ремонт. На всё про всё у нас ушло около четырёх месяцев. Ремонт сделали за три недели. В итоге крыша в порядке. Вот я про какой-то такой подход. Хотя бы попытаться герой фильма "Дурак" мог.
Но Дима Никитин не хочет этого понимать. И этот незрелый, "дурацкий" подход приводит его к очевидному краху - его толпой избивают те, кого он и хотел спасти. После этого герой остаётся лежать в позе эмбриона, он не встаёт. Не потому, что его забили до смерти, нет. От такого удара происходит в первую очередь разочарование, боль душевная а не физическая. Важная и естественная перестройка в сознании.
Он лежит в позе эмбриона. В позе ещё не сформированного человека. Есть риск приписать лишний смысл, но, ведь так или иначе художник сам выбирает образный ряд для рассказывания истории. Художественные достоинства фильма не так бедны, как говорят.
Герой лежит без движения. Возможно, потому, что дурак в нём умер. Для автора наступает новая пора, пора переоценки ценностей. Не секрет, что Быков напился сразу после премьеры фильма на Кинотавре и сидел на ступенях кинотеатра, по его собственным словам, в ужасном состоянии – несмотря на успех фильма и ряд наград.
Невозможно пенять на мир за то, каков он на самом деле, за то, что он не соответствует чьим-либо ожиданиям - дурака ли, умного ли, не так важно. Хочу добавить, что не претендую здесь коснуться собственно проблем коррупции, социальной неустроенности, неблагополучных семей и полувековых общаг, стоящих по всей стране без капремонта. Здесь лишь представлена попытка осмыслить историю героя в его схожести с автором фильма, или с тем что автор так или иначе пережил. А что же дальше? Мы увидели историю не столько разочарования сколько переворота внутренних ценностей.
Фильм "Завод" повторял ту же самую мысль в 2018ом году, а "Сторож" делал то же самое в 2020-ом. Но это были старые сценарии режиссёра, написанные, возможно ещё до Дурака. Каковым окажется этот переворот для зрелого Юрия Быкова и для его персонажей?
Ждёте ли вы нового фильма (Хозяин) и нового сериала(Нулевые) от Юрия Быкова? Как думаете, что нового появится в зрелом творчестве режиссёра?